Театральный военный
Николай - коренной пермяк. Мама - врач, папа - токарь. Окончил школу, пошел было по отцовским стопам, но быстро понял: не его. Медицина тоже к себе не тянула. Хотел стать военным, но и тут что-то пошло не так.
- Сестра друга как раз окончила институт культуры и работала в нем. Предложила поступить. Ну, я пошел. В военный вуз не взяли, так я поступил на театральное отделение к Виктору Ильеву, там преподавали фехтование, оно меня увлекло, - вспоминает Николай. - После окончания вуза в 1993 году остался на кафедре преподавателем. Фехтование - это то, чем, видимо, я заменил для себя военную карьеру.
Сценическое движение и фехтование в вузе преподавал доцент кафедры сценической речи, движения и пластики Александр Донец - один из отцов-основателей пермской школы фехтования.
В 2005-м Николай прошел ассистентуру-стажировку по сценическому движению в Щукинском училище при академическом театре имени Евгения Вахтангова.
- У нас информации о фехтовании было мало - провинция. Все знания сконцентрированы в Москве и Питере, - говорит Николай. - А там я смог получить уроки от советского и российского театрального режиссера, педагога и драматурга Андрея Дрознина и президента Гильдии режиссеров и педагогов по пластике, профессора Галины Морозовой.
Тяжело в ученье
Фехтование в театре, как говорят учебники, построено по типу настоящего, но подчинено законам сценической жизни. В их основе три составляющие: безопасность, правдоподобие и выразительность.
- Задача - создать иллюзию реального боя, чтобы зритель в него поверил. Наша работа сродни искусству фокусников - отвлечь внимание, чтобы зал видел только то, что нужно, - рассказывает Николай.
Он может имитировать бой практически с любым видом холодного оружия: шпаги, шпаги-даги, мечи, включая двуручные, сабли, гладиусы, шашки, палаши, катаны.
- Законы биомеханики одни, просто приемы модифицируются в зависимости от веса, размерности оружия, - говорит мастер. - Например, французская рапира - это колющие удары. Кстати, согласно историческим данным, реальный бой на рапирах длился пять-десять секунд. Почему так мало? Потому что по истечении этого времени один из соперников был уже проткнут.
В театральном арсенале Комарова примерно 80 клинков. Изящные рапиры fleuret весом 900 граммов. Короткие, с массивной гардой даги. Есть даже двуручный меч весом восемь килограммов и длиной более полутора метров. Некоторым экземплярам больше полувека: на гарде одной из шпаг вычеканена красная звезда.
От головы до седла? Невозможно!
Травмы чаще всего бывают из-за невнимательности. Фехтование - это тяжелый и утомительный труд.
- Шагистика, стойка, нужна мышечная память, автоматизм движений. Некогда думать, куда бы уколоть. Все это почти на рефлексах, - работает рапирой Комаров. - Как-то во время репетиции на "Серебряной шпаге" (международный фестиваль сценического фехтования имени Н. В. Карпова. - Прим. ред.) двое бились на мечах. Удар с разворота и... Партнер был не готов. Пол-уха ему отрубило. А сколько оружия ломается на репетициях от несоответствия силы удара - пропасть. Бывало, даже в зал вылетали осколки.
Но какой бы силы ни был удар, говорит мастер, большинство из того, что мы видим в кино, читаем в художественных произведениях, - преувеличения.
- Нельзя, как в киноленте, богатырски развалить человека от уха до седла. Это физически невозможно, - говорит Николай.
- Пробовали?
- Нет, - отвечает фехтовальщик и пристально смотрит на меня.
Его зовут Николя
Первокурсники уроков сценического фехтования ждут с нетерпением. До первых занятий. Это действительно очень тяжело. По рассказам Комарова, нередки случаи, когда студентки через пару месяцев натурально начинают плакать.
- Но даже если потом будущая актриса никогда не возьмет в руки шпагу, занятия дадут ей очень много: соизмерение движений с партнером, техника рук, ног, безопасность. Фехтование - это координация, ловкость, чувство инерции, баланса, - перечисляет он.
Несмотря на сложность, предмет в вузе любим. Николая Комарова студенты и выпускники между собой зовут Николя, будущие служители Мельпомены нередко напевают про него шуточные куплеты: "Комаров, он делает красавиц из коров".
Ученики Николая служат в театрах по всей стране. Пятерку выпускников "оторвали с руками и ногами", как говорит он, - забрали в Омск, где их навыки сценического боя потребовались в "Ромео и Джульетте".
Оценить мастерство
Естественно, беседуя с мастером фехтования, невозможно не задать вопрос, какой фильм лучше: "Гардемарины" или "Три мушкетера"?
- Я не буду оценивать актерское мастерство звезд, но показатель классной схватки - это длинный метр. Когда весь бой снят одним планом без перебивок, - отвечает Николай Комаров. - Тогда действительно видно, что он тщательно поставлен и исполнен. В фильмах таких примеров очень мало. В "Мушкетерах", надо отметить, единственный, кто по-настоящему умел фехтовать, - это чемпион СССР по спортивному фехтованию Владимир Балон, сыгравший де Жюссака.
Мастер вспоминает, как одно время на набережной Перми, за ДК "Телта", собирались и фехтовали толкинисты. Пришли посмотреть. Поклонники Средиземья "что-то изображали".
- Мы с коллегой решили показать, что умеем. Они были в шоке. Два движения - и шпага вылетает из рук. Чтобы добиться такого результата, нужно потратить годы, - говорит Комаров.
Профессия для романтика
- Это же романтика! "Три мушкетера", Дюма! Мы зачитывались этим, - говорит Николай. - Шпага, ботфорты, шляпа - вау! Юношество, дерзость, азарт, приключения. Спасти любимую девушку, наказать врагов.
Однако, констатирует мастер, профессия его по большому счету умирающая: вроде бы педагогов фехтования и стало больше, но молодежи нет. Тем не менее есть надежда, что и 10, и 20 лет спустя благородное искусство не предадут забвению и удаль королевских мушкетеров будет будоражить воображение зрителей.
Рамис Заббаров, художественный руководитель пермского камерного театра "КТО":
- Я учился в Пермском институте культуры с 2009 по 2014 год, значительное время у Николая Комарова на режиссуре. Николай Владимирович - один из лучших в России специалистов по сценическому движению и фехтованию. Он очень добрый и отзывчивый человек, прекрасный друг. Единственный его минус - это то, что он преподает в Перми, лучше бы он делал это в Санкт-Петербурге или Москве. С ним мы впервые побывали на международном фестивале "Серебряная шпага" в 2013 году и взяли с Рамазаном Шахбаровым и Ильей Ильиным приз за оригинальный бой "С широко закрытыми глазами".