Год назад совокупный объем государственного долга субъектов Северо-Запада составил 197 миллиардов рублей. В начале 2021-го он достиг 282,9 миллиарда. Рост продемонстрировали все регионы, кроме Вологодской и Мурманской областей.
Данные, которые опубликовал федеральный Минфин, экспертов не удивили. В прошлом году на фоне падения налоговых доходов и роста расходов многие субъекты РФ действительно были вынуждены чаще занимать деньги у федерального центра и коммерческих структур, а также выпускать государственные долговые обязательства.
Госдолг Санкт-Петербурга увеличился на 182 процента - с 30 миллиардов до 85 миллиардов рублей. Проблем с его обслуживанием, впрочем, у города не возникает. Соотношение заимствований к собственным доходам бюджета в Северной столице - порядка 14 процентов. Весь объем долга пришелся на обязательства по государственным облигациям Санкт-Петербурга.
Субъекты РФ, как правило, выпускают долговые обязательства в конце года. А Северная столица часть облигаций стоимостью 24,9 миллиарда рублей разместила в апреле 2020 года. Позже необычный опыт позитивно оценили в федеральном центре.
Объем госдолга НАО, несмотря на 44-процентный рост в прошлом году, является самым невысоким в округе. В начале прошлого года этот показатель составил 1,6 миллиарда рублей, в начале текущего года - 2,3 миллиарда. Соотношение государственного долга и доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений в округе оценивается примерно в 17 процентов. За обслуживание заимствований с начала года НАО заплатил 119 миллионов рублей при годовом плане в 135 миллионов.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, госдолг субъекта Федерации не должен превышать ста процентов собственных доходов регионального бюджета. В зоне риска находится Псковская область. В прошлом году заимствования в регионе подросли незначительно - на 12 процентов. Но итоговый долговой объем, достигший к 1 января 2021-го 19 миллиардов рублей, слишком обременителен для регионального бюджета. Соотношение заимствований к собственным доходам близится на Псковщине к 80 процентам. А в текущем году, по оценкам областных финансистов, оно превысит 90 процентов.
Причем сложности с обслуживанием госдолга Псковская область начала испытывать задолго до новых экономических вызовов, которые принес всем субъектам РФ 2020 год. Это показала проверка Счетной палаты РФ, затрагивающая период с 2017 по 2019 год. Тогда общий объем регионального долга в стране сокращался, но в Псковской области показатель увеличился на 15 процентов. Только на обслуживание кредитов, по данным Счетной палаты РФ, региону ежегодно приходилось тратить около миллиарда рублей.
По мнению председателя Псковского областного собрания Александра Котова, главная причина проблем бюджета Псковской области заключается в методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Речь идет, в частности, об акцизах на нефтепродукты. В среднем по стране доля этого доходного источника составляет 4,7 процента в общей сумме налогового потенциала регионов, а в Псковской области превышает 20 процентов.
С ростом налогового потенциала, даже если он обусловлен ростом акцизов, уменьшается расчетная величина дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В то же время тратить акцизы, зачисляемые в дорожный фонд, можно только на содержание и ремонт дорог регионального и муниципального значения. Направить эти деньги на решение других социальных проблем нельзя. В результате Псковщина наращивает заимствования.
Леонид Горнин, первый заместитель министра финансов России:
- Следует отметить, что более половины прироста долга регионов РФ пришлось на практически бесплатные бюджетные кредиты из федерального бюджета. Задолженность перед кредитными организациями за год даже несколько сократилась. А рост рыночной задолженности пришелся на размещаемые регионами облигации, показывающие доверие кредиторов к региональной власти.