По оценке агентства, агрегированный дефицит региональных бюджетов сократится до 400 млрд руб. с более чем 700 млрд в 2020 году.
Совокупный долг, достигший по итогам прошлого года 2,5 трлн руб. (+383 млрд руб.), вырастет еще на 200-300 млрд руб., говорится в исследовании агентства "Стресс-тест на вирус: как регионы преодолели вызовы 2020 года". Занимать придется и тем субъектам РФ, которые уже давно не прибегали к заимствованиям, долговая нагрузка (отношение долга к налоговым и неналоговым доходам) может вырасти в 2021 году более чем у четверти регионов, говорит ведущий аналитик по корпоративным и суверенным рейтингам "Эксперт РА" Татьяна Тирских. По оценке агентства, в целом этот показатель вырастет с 27,3% до 29%. Его максимум был зафиксирован после кризиса 2014 года - 36,5%.
"Эксперт РА" считает, что регионы смогут решить актуальные вопросы по финансированию нацпроектов и социальных расходов длинными облигациями и свести к минимуму дорогие банковские кредиты, объем которых по итогам кризисного 2020 года даже немного сократился. Агентство ожидает, что в 2021 году регионы разместят облигаций более чем в два раза больше, чем в прошлом году, когда размещения составили 200 млрд руб. В частности, ожидается, что Москва станет первым субъектом РФ, который выйдет на рынок с "зелеными" бондами.
В итоге в структуре долга облигационные займы и дешевые бюджетные кредиты, по оценке агентства, займут по 38%, а доля банковских кредитов, скорее всего, снизится до 21-22% (по итогам 2020 года она снизилась с 27 до 23%).
Почему регионы продолжат наращивать долг
Налоговые и неналоговые доходы регионов покажут рост, но незначительный, в пределах 3,5%, прогнозирует "Эксперт РА". В 2020 году они сократились на 2,5%, или на 233,8 млрд рублей.
Давление на региональные бюджеты окажут выборные кампании различного уровня, необходимость реализации национальных проектов, указывает Татьяна Тирских. Сократится на 15% поддержка из федерального бюджета по сравнению с 2020 годом, когда финансовая помощь регионам была увеличена сразу в полтора раза.
В федеральном бюджете предусмотрено 100 млрд рублей на частичную компенсацию выпадающих доходов регионов, при этом Минфин неоднократно обещал оперативно рассмотреть вопрос о дополнительной финансовой помощи при необходимости.
К 7 апреля, согласно поручению правительства, Минфин должен представить предложения по замещению рыночной задолженности субъектов РФ бюджетными кредитами.
Ранее Минфин предложил провести реструктуризацию бюджетных кредитов в размере 223 млрд рублей, которые были выданы в конце прошлого года и должны быть выплачены в этом году. Субъекты РФ для участия в реструктуризации должны вложить высвобождаемые средства в инфраструктуру для новых инвестпроектов, предусматривается возможность списания задолженности в объеме налоговых поступлений от этих проектов. Однако не все субъекты имеют проекты с уже готовой проектно-сметной документацией, с коротким сроком реализации и выходом на проектную мощность уже в среднесрочной перспективе, чтобы видеть экономическую и бюджетную эффективность к 2025 году, отмечает Тирских. Агентство полагает, что на реструктуризацию при таких условиях пойдут, возможно, не более трети субъектов - те, кто имеет минимальную долговую нагрузку и значительный прирост налоговых доходов. Тем не менее, это позволит регионам сэкономить на обслуживании долга, так как без реструктуризации им пришлось бы замещать бюджетные кредиты кредитами банков и облигационными займами.