07.04.2021 12:22
Культура

Денис Хуснияров выпустил премьеру в Театре на Васильевском

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
В Театре на Васильевском премьера - "Августовские киты" по пьесе американского драматурга и сценариста Дэвида Берри, считающейся лучшей в его творчестве (1978 год).
/ Пресс- служба Театра на Васильевском
Читать на сайте RG.RU

Спектакль выпустил на Основной сцене Денис Хуснияров, главный режиссер Камерной сцены этого театра. В команде именитые художники: сценограф Эмиль Капелюш, лауреат "Золотой маски" и "Золотого софита", и Стефания Граурогкайте.

Малый драматический театр посвятил спектакль поэтам-шестидесятникам

Остров у побережья штата Мэн, 1954 год, накануне осени. На берегу океана живут две пожилые сестры, обе вдовы. Старшая, Либби, слепа (Наталья Кутасова), за ней ухаживает Сара (Надежда Живодерова). "Либби - статная женщина властного вида", "Движения Сары исполнены женственности и трогательного изящества. Но в то же время, как истинная американка, она собрана и энергична". Ждут китов, которые должны приплыть, их появление означает, что жизнь продолжается.

Пьеса разговорная, старомодная,  героям по 80 -90. Сидят на веранде, переговариваются… О дне сегодняшнем, о себе, соседях, и вспоминают прошлое, старые добрые времена. В театре считают: "Спектакль рассчитан прежде всего на тех, кто ценит атмосферу, сотканную из мимолетных настроений, тонких чувств".

Есть американский фильм 1987 года, но не припомню постановок этой пьесы. Как она пришла к вам?

Денис Хуснияров: Да бог его знает, как приходят пьесы. Вот так вот раз - и пришла. И режиссерского портфеля, в котором лежат пьесы, у меня нет. Зажглось, как фонарик - и начал работать. Просто увидел этот спектакль на нашей сцене, с нашими артистами и понял: это здесь случится.

И в пьесе, и в фильме героям и артистам от 75 лет до 90 плюс. Ваши актеры значительно моложе.

Денис Хуснияров: Пьесу я не переписывал. Но и на возрасте героев не заостряю внимание. Возраст - это ведь не дряблость кожи и болезни. Это другие вещи: опыт, мудрость, знания…

Это история про людей, которые прожили жизнь. Разную - сложную, счастливую. Прелесть этой пьесы в том, что тут нет никакого линейного движения, событийного ряда, сюжета, истории, а есть остановка времени в определенный момент. Герои живут внутри жизни, которая уже прошла, в диалоге с теми, кого уже нет. И в этом нет ни капли горечи. В этом свобода и счастье. Большой философский разговор. В этой работе сложно было замереть, остановить себя и актеров. Время стремительно несется, все мы мчимся, не понимая куда, а тут нужно было притормозить, сделать паузу.

Герои - пожилые люди. Ведут неспешные разговоры, предаются воспоминаниям. Спектакль рассчитан на старшее поколение?

Денис Хуснияров: Он абсолютно универсальный: для немолодых зрителей, но и для их детей и внуков - тоже. Мое поколение увидит своих бабушек, а мои дети - прабабушек. Мне кажется, вообще нет целевой аудитории ни у какого спектакля. Странная классификация - 12 плюс, 16 или 18…

Народный артист России Юрий Ицков рассказал "РГ", чем его подкупила пьеса.

В Петербурге выпустят мюзикл "Дорогой мистер Смит"

- Я сыграл много ролей на сцене - от Короля Лира, Тартюфа до Бессеменова. И каждая из них дорога. Чем меня привлекла пьеса "Августовские киты"? Сразу, после первой читки. Она такая звеняще-чистая. Она про людей. Как у Чехова. Вопросы в ней вечные - жизни и смерти, но не безнадежные, а с надеждой. С надеждой на китов - что они все-таки появятся, проплывут мимо них, героини - сестры - их увидят. И это для меня самое ценное. То, что происходит в жизни каждого - с мамой, братом, сестрой, дочкой…Подкупила неангажированность пьесы. Действие происходит в 1954 году, но ее можно играть и в 1960, и в 2021…

Мой герой Николас Маранов - русский эмигрант, аристократ, член русского императорского двора, "осколок российской империи". Блистал в Париже какое-то время. Он сам говорит: "Мы были игрушками, маленькими, но живыми и ярко раскрашенными безделушками". Не в политическом смысле, а в человеческом. Это, конечно, колоссальная трагедия. Но не надо играть трагедию, она вскользь здесь проходит, лежит на персонаже. Эта пьеса очень ансамблевая, не на двух артисток. Здесь важно не тянуть одеяло на себя. На сцене такие талантливые актрисы! Спектакль рождается не сразу, постепенно, встает на ноги, растет. Тонкость, чистота будут, я уверен. Это музыкальное произведение.

Прямая речь

Владимир Словохотов, художественный руководитель - директор Санкт-Петербургского драматического Театра на Васильевском:

- "Августовские киты" - пьеса на пятерых артистов. И очень современная история. Потрясающая работа получилась, просто фантастическая - без преувеличения. Не каждый театр сможет поставить такой спектакль. Он требует огромного актерского мастерства. И режиссуры - тоже. Многие режиссеры сегодня не знают, что такое партнерское взаимодействие "петелька-крючочек", которому нас учили выдающиеся мастера, а на этом стоит русский театр. Надеюсь, что зрители оценят этот спектакль - настоящий петербургский.

Справка "РГ"

Денис Хуснияров окончил актерско-режиссерский курс СПбГАТИ (мастерская Семёна Спивака) в 2009 году. Лауреат премии "Прорыв" как лучший молодой режиссер года за спектакль "Платонов. Живя главной жизнью" в Лаборатории "ON.Театр" (2014), номинант "Золотой Маски"-2017 за спектакль "Камень" Майенбурга (Театр на Васильевском), лауреат многих театральных конкурсов и фестивалей. Ставил спектакли в Русском театре Эстонии, Молодежном театре на Фонтанке, Театре имени Ленсовета, "Этюд-театре", БДТ имени Товстоногова, Театре на Таганке, Альметьевском драматическом театре, Челябинском театре драмы, Русском драматическом театре Уфы. 

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад