Например, уже совсем скоро, в преддверии православной Пасхи, в Малой церкви Зимнего дворца представят церковные облачения XVII - начала ХХ века из собрания Эрмитажа. Как поясняют кураторы выставки, их исключительность как раз заключается в неизменности, которая тем не менее оказывается подвержена моде. Церковные облачения сохраняли форму как олицетворение незыблемости устоев церковной культуры, но в отделке, использовании тех или иных тканей, характере вышивки изменения все же происходили и связаны они были с господствовавшими стилями в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Проследить эту связь будет очень интересно.
Потрясающей обещает быть выставка "Мистика африканской маски", которую Эрмитаж готовит совместно с Кунсткамерой и двумя частными коллекционерами. "Посмотрим, кто красивее в маске, а кто без маски" - так сформулировал ее концепцию Михаил Пиотровский. А в преддверии Дня Победы один из самых знаменитых музеев мира представит экспозицию "По обе стороны фронта", рассказывающую об успехах советской и немецкой пропаганды во время блокады Ленинграда.
- Наши выставки - сложные, - подчеркивает директор Эрмитажа, - это приглашение к диалогу. Нельзя относиться к походу в музей так же, как к походу в кино. И выставка - это всегда исследование, изучение явления, которое является важнейшей частью музейной работы.
С этой точки зрения максимальный интерес может представлять запланированный вернисаж "неразменных токенов" - как явление, вообще не изученное в современном мире. В 2018-2019 годах Эрмитаж уже представлял две выставки, связанные с искусственным интеллектом и технологией блокчейн. Теперь на очереди - произведения искусства, созданные по типу криптовалюты. Совсем недавно к ним относились почти как к игре, но аукционный дом Christie s перевел разговор в серьезную плоскость. Полностью цифровое произведение Майка Винкельманна, известного под псевдонимом Beeple, в марте нынешнего года было продано за 69 миллионов долларов и вошло в тройку самых дорогих работ ныне живущих художников.
- Искусство переходит в цифровой формат, потому что это отменяет традиционный страх транспортировки, страховки, хранения, - поясняет заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков. - Многие художники активно включились в этот процесс, и настало время его показать. Это будет первая выставка NTF-арта в России и первая площадка для его обсуждения.
Как экспонировать произведение искусства, которое владелец хранит буквально в своем смартфоне, пока обсуждается. Варианты - от виртуальной экспозиции до компьютерных мониторов в залах Эрмитажа или световых проекций. Окончательная концепция выставки сейчас дорабатывается, результат обещают показать к осени.
А на лето горожанам и гостям города приготовлена еще одна хорошая новость. По глубокому убеждению Михаила Пиотровского, "инклюзивность" должна быть рассчитана на людей не только с физическими, но и материальными проблемами. Поэтому с 1 мая билеты в Главный штаб Государственного Эрмитажа, где расположена в том числе замечательная коллекция импрессионистского искусства, для детей, студентов, пенсионеров, инвалидов первой и второй группы будут бесплатными, а в Зимний дворец и связанные с ним корпуса - по льготной цене 300 рублей.
Комментируя слухи о подлинности произведений, которые были представлены на выставке "Фаберже - ювелир Императорского двора" в Эрмитаже, Михаил Пиотровский отметил, что в отношении всех экспонатов была проведена так называемая технологическая экспертиза. С ее помощью определяется время создания той или иной вещи и материалы, которые были использованы. С этой точки зрения все экспонаты признаны заслуживающими экспонирования. Вместе с тем лишь 20 процентов всех известных работ знаменитого ювелира признаются бесспорными. Сейчас Эрмитаж совместно с компанией Zeiss готовится приступить к созданию банка данных с описанием всех клейм Ювелирного дома Фаберже, в этой работе уже высказал заинтересованность Faberge Museum из немецкого Баден-Бадена.