В частности, как сообщает администрация Петербурга, таксисты должны оказывать услуги при посадке и высадке из машины, кроме того, бесплатной должна быть перевозка коляски. Также в машинах должны провозить собак-поводырей, а в автомобилях необходимо размещать информационные объявления, отпечатанные шрифтом Брайля.
Внутренний контроль за соблюдением всех этих требований ложится на таксомоторные компании.
Стоит отметить, что с 2014 года аналогичные требования введены федеральным законодательством для общественного транспорта. Но на такси до последнего времени эти требования не распространялись.
- Реализация данных инициатив не потребует каких-либо затрат для таксомоторных компаний и водителей такси. При введении подобных обязанностей стоит учитывать, что со стороны правительства Санкт-Петербурга должны быть разработаны специальные программы обучения. Также требуется время на оснащение автомобилей табличками со шрифтом Брайля. В ближайшее время в Санкт-Петербурге планируется разработка кодекса поведения водителей такси, и было бы неплохой идеей эти правила и обязанности оказания помощи пассажирам добавить в этот документ, - говорит Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси.
По словам эксперта, один из главных моментов при реализации этой инициативы - не допустить превращение помощи пассажирам с ограниченными возможностями в инструмент для начисления штрафов. Для этого, говорит Ирина Зарипова, необходимо широко информировать таксомоторные компании и водителей такси о новациях в законодательстве, разъяснять все нюансы.
- На самом деле у нас с такси не самая плохая ситуация, - говорит председатель движения "На коляске без барьеров" Юлия Яганова. - В большинстве случаев сами таксисты и так помогают пассажирам.
У агрегаторов такси в приложении, как правило, нет особой галки для пассажиров с инвалидностью. Поэтому при поездках люди чаще всего указывают, что будут на коляске и им требуется пустой багажник. Этот комментарий исключает недопонимание. Например, не в любой багажник в принципе может поместиться инвалидная коляска. Кроме того, если человек уезжает один, без сопровождающих, то водителю такси иногда бывает нужно взять на руки пассажира и перенести его в салон. Если таксист - хрупкая женщина, то она физически не сможет поднять взрослого пассажира с инвалидностью.
Юлия Яганова говорит, что, увидев в комментариях сообщение о коляске, таксисты, которые не могут отвезти пассажира с инвалидностью, просто не берутся за такой заказ.
Разработчики нового городского закона не обращались в организацию "На коляске без барьеров". По словам Ягановой, внесенные поправки хоть и полезные, но для самих людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не самые принципиальные.
Больше всего вопросов у людей на колясках к социальному такси, на таких машинах льготники могут ездить со скидкой до 90 процентов.
В социальном такси есть две группы маршрутов - первый перечень и второй. Например, если инвалид первой группы отправится в поликлинику, то ему компенсируют 90 процентов от поездки, если в аэропорт или театр - 70 процентов. Ждать социальное такси приходится в среднем час. В магазин или в гости социальное такси не возит. Не уехать на нем и на работу.
Нередко инвалиды обращаются к коммерческим таксомоторным компаниям, ведь сумма поездки без всяких скидок бывает сопоставима с льготным проездом в социальном такси, а у компаний-агрегаторов ограничений по маршрутам нет.