08.04.2021 00:00
Культура

Чем "Доктор Лиза" покорила фестивальную публику

День третий
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №75 (8426)
На третий день фестиваля - два фильма, получившие Призы зрительских симпатий: первый - на "Кинотавре" в Сочи, второй - на фестивале Visioni Corte в Италии. Посмотрим, что предпочитает фестивальная публика, и подумаем, чем покорили ее эти фильмы.
/ kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

"Доктор Лиза". Реж. Оксана Карас. В ролях: Чулпан Хаматова, Андрей Бурковский, Константин Хабенский, Татьяна Догилева, Тимофей Трибунцев. 120 мин. 16+

Это не "байопик", идущий по вехам судьбы. Взят лишь один день жизни Елизаветы Глинки, но он вместил в себя все невзгоды, сопутствующие человеку, который сделал целью своей жизни добро. Он его делает бескорыстно, беря на себя бездну хлопот - велениями души, которые не каждому понятны.

Жизнь Глинки была непрерывной борьбой с подозрительностью, с грудой наспех принятых законов, которые лишают врача его главного права - помогать страждущим даже на краю смерти. "Есть случаи, когда невозможно спасти ребенка, не нарушив закон" - фраза, брошенная героем Константина Хабенского, ключевая: из-за этой истины пылает сыр-бор и в фильме, и в жизни. Это картина о том, во что у нас обходится добру сотворенное им добро.

Выбранный авторами день изумляет волей, энергией и выдержкой героини. Как всегда, она разрывается между тревожным телефоном, умирающим ребенком, паникующими родителями, голодными бомжами, для которых она - последняя опора, и еще массой дел, от которых зависят человеческие жизни. Параллельная фабульная линия связана с майором полиции Колесовым, которому поручено арестовать слишком активного доктора. Некие круги недовольны правозащитницей и хотят использовать вынужденное нарушение закона, чтобы ее упрятать. Оттаивание Колесова от заморозки становится важным, едва ли не более напряженным сюжетом. История доктора Лизы - история заразительности добра и пробуждения совести.

Авторы фильма создали "повесть о настоящем человеке", отталкиваясь от реальной судьбы, но не претендуя на буквалистское чтение биографии. Имея в виду высоты духа, о которых героиня и не думала - просто осуществляла их на практике. Если бы в природе не существовало такой Елизаветы Глинки, фильм казался бы сказкой о новом Айболите, погруженной в антураж современной Москвы и адресованной взрослым. Или новым житием святой, умеющей исцелять наложением рук. Но Глинка была с нами, ее "Справедливая помощь" успешно работала, получала знаки официального признания. И этот реальный опыт делает сказку былью, множит сторонников и последователей, он сам по себе целебен для общества.

"Расскажи мне про завтра". Реж. Игорь Зуйков. В ролях Владимир Виноградов, Кирилл Якушенко. 15 мин.

Преследующие героя воспоминания были предметом фильма "Муза", которым открылся конкурс короткого метра. Еще более болезненные образы детства определяют существование главного персонажа дебютной картины Игоря Зуйкова "Расскажи мне про завтра". Фильм странный, зашифрованный, граничащий с сюрреализмом. Здесь смешались образы космической катастрофы с катастрофой семейной, загадки навсегда раненной детской психики с реалистическими сценами слетевшей с рельсов жизни.

"Гроза" Константинопольского прогремела на фестивале "Дубль Дв@"

Бесполезно искать прямых фабульных объяснений. Синопсис картины мало что в ней прояснит: Роберт ребенком потерял в аварии родителей, и этот день не может выветриться из памяти, окружающий мир кажется ему враждебным. Видения межпланетных монстров, уютная скрипка, вонзающийся в Землю метеор, светский раут и равнодушный психотерапевт смешиваются в ряд видений, не поддающихся логической разгадке. Хаос случайных образов?

Автор фильма - фотохудожник Игорь Зуйков. Своему кинодебюту он дал то же название, под каким проходили его выставки: "Расскажи мне про завтра". Это стопроцентно авторское кино: Зуйков - сценарист, режиссер и автор музыки. Фильм участвовал в международных кинофестивалях в Италии и США. Теперь он откроет еще одно направление поисков молодых кинематографистов публике фестиваля "Дубль дв@".

Зрители о фильмах

"Большая восьмерка"

Спасибо за позитивный фильм - большое счастье видеть, что в нашем мире есть добро и добрые люди.

Ольга Юрова

Добрая картина из разряда "Позвоните родителям". Когда люди чуточку добрее, чем в жизни - и поэтому есть ощущение сказочности. Но смотреть приятно.

Число спасенных героем собак оказывается важным. Иван шутит, что у них теперь собственная "Большая восьмерка": вот к миске тянется Дональд Трамп, вот виляет хвостом Борис Джонсон. Помимо бездомных собак есть одинокие люди. И их на занятии у соседки Ивана, психолога, столько же. Соседку сыграла Екатерина Шпица - прекрасная актриса, наделенная таким взглядом, что возникает ощущение, будто она знает больше, чем говорит. Поэтому ей удаются роли умных женщин. Редкое в нашем нынешнем кино умение!

Не думаю, что кто-то бросится в приют после просмотра фильма. Но гуманистический заряд картины я приветствую. Лира (как и камера) нужна для того, чтобы чувства добрые пробуждать.

Наташа

Наше кино