20.04.2021 20:32
Экономика

Как крупные инвестиционные проекты влияют на благосостояние

Как крупные инвестиционные проекты влияют на благосостояние
Текст:  Александр Широв ( член-корреспондент РАН, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН)
Российская газета - Федеральный выпуск: №85 (8436)
Экономика подобна тяжелому паровозу - чтобы сдвинуть его с места, в топку нужно подбрасывать много угля. А это инвестиции, в том числе бюджетные. Нельзя рассматривать их только как затраты, это способ создать рабочие места и запустить формирование дополнительных доходов - зарплат, прибыли и налогов. Причем часто и за пределами конкретного проекта.
/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Проблема в том, как выбрать проекты, оказывающие на экономику не только мгновенные, но и длящиеся эффекты. Наши оценки показывают, что каждый рубль, потраченный в проекте по развитию Восточного полигона РЖД, может генерировать до 60 копеек дополнительного объема ВВП. А ВВП - как раз не что иное, как совокупность доходов бизнеса, населения и государства. Это отнюдь не абстрактный показатель: растет ВВП - увеличиваются доходы, значит, повышаются возможности экономики. Запуск инвестиционного цикла за счет важных для всей экономики проектов - это постоянное и расширяющееся воспроизводство доходов, тот механизм, который делает рост устойчивым на многие годы вперед.

Путин поручил разработать стимулы для инвестиций из прибыли

До 2025 года на развитие Восточного полигона, главной задачей которого является расширение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, планируется потратить более 1 трлн руб. Одним из ключевых его "бенефициаров" будет угольная отрасль. Как показал опыт кризисного 2020 года, спрос на наш уголь в Азии есть, и он превышает возможности российской транспортной инфраструктуры по его вывозу на экспорт.

Первый этап модернизации железнодорожной инфраструктуры на востоке России может обеспечить до 20 тыс. рабочих мест в угольной отрасли. В целом же, с учетом строительных работ, общий рост занятости, генерируемый этим инфраструктурным проектом, может составлять до 100 тыс. чел., что достаточно много в масштабе всей российской экономики. Подавляющее большинство этих рабочих мест - с достаточно высоким уровнем оплаты труда, а значит, они и поддержат потребительский спрос, и будут способствовать росту уровня жизни. Это пример проекта, который создает дополнительные доходы в экономике как на этапе строительства, так и в процессе эксплуатации. Первичные доходы, которые формируются в результате деятельности промышленности, транспорта и сельского хозяйства, имеют большое значение для экономики. Это связано с тем, что они используют товары и услуги большого числа смежных отраслей экономики, создавая импульс для расширения экономической активности и повышения темпов экономического роста во всей стране. Кроме того, именно эти первичные доходы обеспечивают спрос на непроизводственные услуги, в том числе ориентированные на удовлетворение потребностей населения.

От чего зависит масштаб эффектов от крупных проектов? Прежде всего, от того, как те или иные предприятия встроены в общероссийскую систему производства и кооперации.

Например, проект по промышленной сборке с низким уровнем локализации всегда будет проигрывать в общеэкономической эффективности аналогичному проекту с высоким уровнем локализации по причине того, что значительная часть доходов в процессе производства будет уходить за рубеж.

Частный капитал вновь готов участвовать в обновлении локомотивов

К сожалению, у нас очень простая экономика с плохо развитой системой производственных связей. Кроме того, много производств с низким уровнем эффективности. Это, с одной стороны, приводит к высокой зависимости от импорта даже простых в технологическом производстве вещей, с другой - создает дефицит рабочих мест с приемлемой оплатой труда.

Расширение системы производственных связей может стать важным элементом роста эффективности реального сектора российской экономики. Чем меньше разрывов будет в производственных цепочках от производства сырья до выпуска конечной продукции, тем больше доходов будет формироваться внутри страны и тем меньшая их часть будет уходить за рубеж. Каждая производственная цепочка в переработке углеводородного сырья, металлургии, химии, машиностроении - это набор конкретных проектов. Понимание их экономической эффективности является ключом к выработке мер по поддержке инвестиционной деятельности со стороны государства. Однако этого недостаточно. Требуется понимание того, как тот или иной проект влияет на систему кооперации и межотраслевых взаимодействий, формирование спроса на продукции смежных отраслей. В конечном счете так и должна функционировать промышленная политика, ориентируясь на показатели как микро-, так и макроэкономического уровня.

Общий рост занятости, генерируемый проектом по развитию Восточного полигона РЖД, может составлять до 100 тыс. человек. Это много в масштабах страны 

Модернизация и рост эффективности реального сектора необходимы и как драйвер роста качества услуг. Например, все возможности цифровизации могут быть использованы тогда, когда новые технологии в этой области будут интегрированы в промышленные процессы, а финансовые экосистемы смогут эффективно распределять возрастающие потоки отечественной продукции.

Пока же нужно сделать первый шаг на этом пути в тысячу ли и определить требования, которые должны предъявляться к ядру реального сектора, и что должно сделать государство для реализации этого образа будущего. Будущего, означающего переход к новому уровню благосостояния в нашей стране.

Инвестиции