В муниципалитете, напомним, два месяца назад рассмотрели три варианта дальнейшего развития сферы пассажирских перевозок в Бишкеке: оставить действующие тарифы без изменений - сейчас они все еще составляют восемь (автобусы и троллейбусы) и 10 сомов (частные маршрутки), увеличить стоимость проезда до 10 и 13 либо до 11 и 15 сомов.
Проанализировав все вышеуказанные предложения, в мэрии приняли решение остановиться на третьем. "Как показали расчеты, результаты, устраивающие все стороны - перевозчиков, город, пассажиров, - будут получены только в случае выбора последнего варианта. При оплате за проезд в размере 11 сомов муниципальные предприятия будут получать ежегодно почти на 40 миллионов больше, а доходы частных фирм при 15-сомовом тарифе увеличатся более чем в два раза", - пояснили в мэрии.
В итоге городские чиновники анонсировали скорое повышение тарифов на проезд в общественном транспорте с восьми до 11 и с 10 до 15 сомов. Но сначала проект соответствующего постановления выставили на общественное обсуждение, пообещав учесть все мнения, которые выскажут горожане после изучения документа. Слабо верилось в то, что это произойдет. Обычно проекты постановлений, законов, указов и других нормативно-правовых актов проходят стадию общественного обсуждения скорее, как говорится, для галочки. Но чиновники мэрии Бишкека удивили. Они действительно собрали все присланные горожанами пожелания, касающиеся грядущего повышения тарифов, сформировали из присланных сообщений список и вывесили его для ознакомления на интернет-сайте муниципалитета.
Какова же реакция жителей столицы на будущее увеличение стоимости проезда в общественном транспорте, которое может произойти во второй половине 2021-го? В первую очередь люди недовольны. Вот лишь несколько мнений (с незначительными орфографическими исправлениями).
- Повышение стоимости проезда в частных маршрутках на 50 процентов ударит по незащищенным слоям населения, многодетным семьям и прочим, - убеждена Дарья Нестерова. - Многие ведь ездят с несколькими пересадками. Увеличивать тариф нужно мягко и щадяще. Сначала, например, поднять на два сома. Это будет не так болезненно для многих бишкекчан.
- Об увеличении оплаты в маршрутках сегодня не может быть и речи. Водители курят за рулем, сиденья для пассажиров грязные, обивка порванная. И такое почти в каждой маршрутке. Про час пик отдельная история - можно не держаться за поручни, так как народу битком, едут, словно селедки в банке. Можно платить за проезд и 20 сомов, но только если оно того действительно стоит, - считает Татьяна Харламова.
Каныкей Мамытова готова поддержать повышение тарифов, но только при соблюдении следующих условий: чистота в салоне, уважительное отношение к пассажирам, строгий запрет водителям на курение и разговоры по сотовому телефону во время движения.
- Набивать маршрутки людьми до отказа также следует запретить, - подчеркивает Каныкей Мамытова.
- Если поднимут тарифы, сможет ли мэрия обеспечить соблюдение водителями правил дорожного движения, человеческие условия в маршрутках, посадку и высадку только на остановках и, как следствие, обеспечение последними городских магистралей через каждые 700 метров? - интересуется Акылбек уулу Б.
- Категорически против повышения цен на проезд, так как заработные платы слишком малы. Сейчас и так растут цены на продукты, бензин, собираются повысить тарифы на электроэнергию, - возмущается Искендер Сыдыков.
- Не согласна с такими тарифами. Люди еле выживают сегодня. И состояние маршруток не изменится. Все это уже проходили. Водители и так хорошо зарабатывают. Но правила дорожного движения, к сожалению, соблюдают не все. Иногда страшно ездить - отмечает Оксана Грибанова.
Тем не менее большинство бишкекчан, принявших участие в обсуждении проекта постановления о повышении тарифов, выступает за второй вариант, при котором стоимость проезда увеличивается до 10 сомов в автобусах и троллейбусах и 13 в частных маршрутках.
В мэрии корреспондента "РГ" заверили, что обязательно обратят внимание на мнения горожан. Окончательное же решение примут депутаты Бишкекского городского кенеша. Именно они утверждают размеры тарифов в столице, в том числе и на проезд в общественном транспорте.
Кстати
По данным мэрии Бишкека, из-за низкого тарифа на проезд перевозчики, как частные, так и муниципальные, не могут сегодня оказывать качественные услуги.
- Действующий тариф был определен постановлением Бишкекского горкенеша в 2012 году и не менялся до настоящего времени, - сказали в муниципалитете. - При этом за прошедшие девять лет выросли цены на дизельное топливо, электрическую энергию, автошины для автобусов, троллейбусов и микроавтобусов. В целом индекс потребительских цен в Бишкеке с 2012 года увеличился почти на 40 процентов.
- С каждым месяцем растет недовольство перевозчиков низким уровнем заработной платы, которая в Бишкекском троллейбусном управлении и Бишкекском автотранспортном предприятии составляет 14,5 тысячи сомов в месяц, а доход водителей микроавтобусов не превышает 14 тысяч. При этом, по данным Нацстаткома КР, бишкекчане в среднем получают более 20,5 тысячи сомов. Такая ситуация приводит к большой текучести кадров. Сегодня доходы транспортных предприятий ограничены установленным тарифом, а расходы полностью зависят от цен на запчасти, топливо, смазочные материалы, электроэнергию и другие виды необходимых для работы товаров и услуг, - подчеркнули в мэрии.