Если говорить откровенно, то я ждал, что такое обращение поступит. Не знал только от кого, но был уверен, что от тех, кто действительно очень серьезно беспокоится о здоровье жителей Японии и гостей.
Не будем кривить душой - все мы знаем, что еще 25 апреля в трех префектурах Японии и в Токио было введено положение о чрезвычайной ситуации. Это же не просто так. Количество инфицированных никак не хотело уходить на убыль. Затем это положение было продлено с 12 мая до конца месяца.
Меры приняты серьезные. Помимо строжайшего масочного режима, это закрытие ресторанов и прочих питейных заведений в вечернее время, еда только на вынос, ограничения в движении транспорта, сокращение поездов в метро...
Пока не помогает. В субботу по всей стране выявлено более 6400 инфицированных. Очень печально, что 772 из них приходятся на Токио. И это в строжайшем режиме частичной изоляции.
А что тогда будет в дни Олимпиады? Игры тем и хороши, что собирают десятки тысяч своих поклонников. Никогда не забуду, что в 2000 году даже на широченных авеню обычно малолюдного австралийского Сиднея перед олимпийскими аренами бурлила многоликая и многоцветная толпа. Тут невозможно соблюдать никакую социальную дистанцию, даже намек на это прозвучал бы насмешкой.
Увы, пусть и по вполне понятным причинам, простым иностранным фанатам въезд в Японию запрещен: иначе было никак нельзя. Но будут ли японские болельщики, которые приедут в свою столицу, чтобы посмотреть олимпийские соревнования, соблюдать все строжайшие правила? Да, постараются, ибо японцы - народ дисциплинированный. Только получится ли? Осуществимо ли это на практике?
А сколько времени осталось до 23 июля - дня торжественного открытия Игр? Почти ничего. Что ждет нас впереди? Утихомирят ли коронавирус? Сжалится ли он над нами? Об этом не знает даже Господь.
Мир находится в тяжелейшей ситуации. Пожалуй, еще никогда со времен знаменитой "испанки", потрясшей нас во время и после Первой мировой войны, такого и близко не было.
Что делать? На мой взгляд, выход один. Не могут одни лишь спортивные организации, даже такие авторитетные, как Международный олимпийский комитет, решать судьбу Олимпийских игр, которые принадлежат не только спорту, но и всему миру.
Получаю так называемые сборники-наставления по тому, как нужно себя вести в Токио во время Олимпийских игр. Первый выпуск этой книги выглядел, скажу так, довольно оптимистично. Понятно, что, прежде чем прибыть в Японию, члены поредевшей олимпийской семьи обязаны еще дома сдать два теста на ковид. Во время Игр спортсменам, а также находящимся с ними в близком контакте предстоит сдавать ежедневные тесты. Все другие лица, приехавшие на Игры, после трех дней пребывания и до отъезда должны тестироваться регулярно в зависимости от того, какие функции они выполняют и насколько близко общаются со спортсменами. Ни в коем случае нельзя отступать от того плана "активных действий".
Житье-бытье в Олимпийской деревне не обещает никакого разнообразия. Сплошные нельзя. Запрещено выходить в город, не разрешено передвигаться ни по каким маршрутам, кроме одних и тех же намеченных: Олимпийская деревня - тренировочный зал или зал для соревнований - Олимпийская деревня.
Мне кажется, что сейчас к рассмотрению ситуации, которая сложилась в Токио, нужно присоединиться не только МОКу, но и Всемирной организации здравоохранения и другим организациям мирового масштаба, обеспечивающих здоровье. Только вместе можно решить, как проводить Олимпиаду, стоит ли вообще ее проводить, и дать ответ на вопрос, который волнует миллиарды людей, - будут Игры или нет?
Думаю, совсем не случайно давно планировавшийся официальный визит руководителя МОК Томаса Баха в Токио пока отменен. Можно предположить и причину: говорить о чем-либо, просить и давать гарантии в данный момент нецелесообразно.
Даже японцы, так ждавшие Олимпиаду и столь крупно в нее вложившиеся, встревожены. Петиция с призывом отменить Игры, запущенная в интернете, собрала за несколько дней 350 тысяч подписей. А результаты опросов населения, проводимых СМИ, свидетельствуют: половина японцев против Олимпийских игр... Даже крупные местные фирмы, потратившие огромные деньги на подготовку Игр, засомневались.
Однако все равно решать не голосующим. Желание провести Игры во что бы то ни стало и любой ценой не должно доминировать, заглушать разумную и сугубо профессиональную медицинскую оценку, которая прослеживается в обращении Профсоюза врачей Японии.
Как человек, работавший на 13 Олимпиадах, я могу сказать, что такой чрезвычайной ситуации никогда не возникало и близко. И, дай бог, не возникнет. Пусть Игры 2020-го - а теперь уже и 2021 года - в Токио останутся печальным исключением.