25.05.2021 12:02
Общество

Горбушкин двор не торопится уходить в прошлое

Текст:  Лариса Розова
С конца прошлого года в СМИ регулярно появляются сообщения о грядущей перепланировке московской промзоны "Западный порт". На площади в 23 гектара планируется построить более полумиллиона квадратных метров недвижимости, в основном жилой. Решение о перепрофилировании территории мэрия приняла в декабре прошлого года, есть планы застройки и даже рендеры будущих высоток.
Читать на сайте RG.RU

Между тем, на определенной под застройку территории находится одна из культовых московских локаций - "Горбушкин двор", в народе известный как "Новая Горбушка". Рынок бытовой техники, гаджетов, видео и музыки, история которого началась еще в СССР. Он был тусовкой меломанов в ДК Горбунова, в 90-х разросся до гигантского открытого радиорынка, а 20 лет назад переехал в бывшее здание завода "Рубин", которое, по новому плану, должно быть снесено. Закроется еще одна страница московской истории.

Узнать, не пора ли москвичам прощаться с "Горбушкой", мы решили из первых рук - у управляющего директора гипермолла "Горбушкин двор" Людмилы Евдокимовой.

Людмила, что означают публикации о скором сносе рынка? "Горбушка" закрывается?

Людмила Евдокимова: Впервые эта идея возникла весной 2017 года, когда принимали программу реновации. Тогда и появились заголовки из серии "Прощай, Горбушка". Пресса периодически вспоминает об этом по разным поводам, а "Горбушка" по-прежнему работает.

Нынешний всплеск интереса объясняется просто: город официально изменил назначение земли, на которой стоит "Рубин". Да, теперь тут разрешено строить жилье, хотя, насколько мне известно, проектов еще нет, а на их подготовку нужен не один год.

Когда-нибудь жилые комплексы здесь появятся обязательно. Но темпы процесса переоценивать не стоит. А тем временем "Горбушкин двор" - это бизнес, причем бизнес прибыльный. За те 5-7 лет, что уйдут на выбор застройщиков, документацию и согласования, можно успеть очень много. Пять лет для нашего бизнеса - совсем не близкий горизонт. Поэтому мы сегодня думаем не о послезавтрашнем сносе, а о завтрашнем развитии.

Но и без градостроительных новаций развитие торгового центра, тем более "технологического", непростая задача. Торговля электроникой стремительно утекает в интернет, а пандемия сильно подхлестнула этот процесс. Что можно развивать в таких условиях?

Людмила Евдокимова: Основной эффект пандемии для нас все же не в росте конкуренции со стороны онлайна. Ковид по нам ударил напрямую: локдауном, сокращением посещаемости, потерей части арендаторов. К счастью, этой весной мы уже видим восстановление: люди устали сидеть дома, научились пользоваться масками, кто-то вакцинировался, кто-то переболел. Поток покупателей восстанавливается, возвращаются и арендаторы.

Что касается интернет-торговли, то тут вернее говорить не о конкуренции, а о разграничении сегментов и гибкости. Простые покупки уходят в онлайн, но он не закроет все потребности. Человек так устроен, что ему комфортнее сперва пощупать, увидеть своими глазами, поговорить с продавцом. Думаю, торговля электроникой пойдет по гибридному пути: офлайновые магазины будут двигаться в сторону шоу-румов и консультативных центров, а онлайн заберет тех покупателей, которые уже точно поняли, чего хотят.

Мы тоже не стоим на месте. Когда-то "Горбушка" была музыкальной барахолкой, потом радиорынком, потом добавилась бытовая техника, но это не предел. Расширять ассортимент можно еще долго, оставаясь в рамках базовой концепции. Кто знает, что будет завтра: может быть, к нам пойдут за ховербордами, джетпаками или домашними роботами.

Наконец, "Горбушкин двор" - это не только технорынок. Это и культурный кластер, это сервисы: от коворкинга и площадки для презентаций до инфраструктуры для киберспорта. Все это мы тоже будем развивать.

Но ведь развитие требует вложений. Не страшно инвестировать в ТЦ, который снесут в обозримом будущем?

Людмила Евдокимова: Не страшно. Во-первых, это будущее действительно не близкое, а во-вторых, такие инвестиции дают быструю отдачу. Сейчас у нас готова концепция модернизации гипермолла, на которую мы потратим 1,5 миллиарда рублей. В ближайшие три года мы здесь сделаем очень многое и рассчитываем увеличить проходимость молла на 20-30%. Эти расходы себя оправдают.

Но в конце концов его не станет...

Людмила Евдокимова: "Горбушка" - это же бренд, причем не тот, который может быть интересен жилищникам. Это слово знают миллионы, оно прочно ассоциируется с электроникой, технологиями, цифрой. Это капитал, который нельзя просто сбросить со счетов.

Почти уверена, что девелоперы учтут этот фактор: проектируя район, можно нарисовать не только ЖК, но и торговые площади, которые примут к себе новый "Горбушкин двор". В конце концов, однажды "Горбушка" уже переезжала из Филевского парка - под крышу "Рубина". Но при этом сохранила и имя, и специализацию, и популярность. Возможно, что мы еще увидим третью "реинкарнацию" этого уникального места. Но, повторюсь, это случится минимум через пять лет.

Общество