Ранее к россиянам на международных рейсах не могли применить меры ответственности, так как поведение пассажиров не подпадало под действие ни российского законодательства, ни законов страны прибытия. Юрисдикцию в отношении недисциплинированных пассажиров могло осуществлять государство, в котором зарегистрирован самолет, а это чаще всего третья страна, например, Бермудские Острова. В результате зачастую россиянина, скажем, устроившего потасовку на борту самолета российской авиакомпании во время полета в Турцию, после приземления просто отпускали как иностранного гражданина.
По данным минтранса, в 2019 году было зафиксировано более 10 тысяч случаев нарушений на борту воздушного судна. В 2020 году число нарушений упало почти на треть, но лишь благодаря резкому сокращению полетов из-за пандемии, поясняли ранее в министерстве.
Как отмечали в минтрансе, в России ведутся черные списки авиадебоширов. Изменения в законодательстве помогут бороться с нарушениями.
Россия подписала протокол еще 4 апреля 2014 года в Монреале. Документ вступил в силу только 1 января 2020 года после его одобрения большинством участников. Сейчас эти правила признают 56 государств.
Протокол, во-первых, уточняет виды запрещенного поведения на борту самолета. В частности, это физическое нападение или угроза его совершения в отношении члена экипажа, отказ следовать законным указаниям командира воздушного судна. Во-вторых, документ расширяет полномочия государств, где зарегистрирована авиакомпания. Помимо страны регистрации самолета и страны, где он приземлился, разрешается и другим странам применять меры воздействия к нарушителям правил поведения на борту. Это позволит авиаперевозчикам независимо от места регистрации воздушного судна применять к пассажирам нормы национального законодательства.
Государство посадки самолета в случае совершения на борту преступлений, создающих угрозу безопасности воздушного судна, лиц или имущества либо поддержанию должного порядка и дисциплины на борту, также смогут применять меры ответственности, при этом удостоверившись в том, что действия пассажира признаются преступлением в государстве, где зарегистрирована авиакомпания.
Количество нарушений на борту воздушного судна растет, но на фоне роста объемов перевозок, говорит руководитель портала "Авиа.ру" Роман Гусаров. Причиной нарушений может быть алкогольное опьянение, а иногда и разнузданность поведения. Повлиять на человека также может, например, перепад давления, скрытая клаустрофобия, аэрофобия, говорит эксперт. Экипаж самолета может только нейтрализовать нарушителя, чтобы передать компетентным органам.