СП предложила обсудить эти изменения правительству. Они укладываются в логику адресности мер господдержки, которую СП последовательно отстаивает по всем направлениям.
Как пояснили "РГ" в пресс-службе Счетной палаты, обязательства бюджета по всем действующим ипотечным программам долговременные, при этом льготная ипотека решила краткосрочную задачу - поддержать строительную отрасль в период пандемии. "В последние годы президент ставит цели по трансформации экономической политики в сторону социального государства, - отмечают в СП. - По нашему мнению, бюджетные расходы в долгосрочной перспективе должны быть нацелены на поддержку нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан и вносить вклад в достижение национальных целей".
Счетная палата в докладе о проверке льготных ипотечных программ указывает, что кредит в рамках "общей" программы может взять любой заемщик, которому банк готов ее предоставить, причем возможность заемщика участвовать в программе несколько раз ничем не ограничена. СП также напоминает, что 30% опрошенных граждан рассматривали покупку жилья в инвестиционных целях, то есть для сдачи в аренду или перепродажи (совместное исследование ДОМ.РФ и ВЦИОМ, ноябрь 2020 года). Как ранее сообщала "Российская газета", Банк России на основе опроса застройщиков оценивал в 9-10% долю инвестиционного спроса на первичном рынке жилья (по площади квартир) в январе - ноябре 2020 года. Косвенно бум инвестиций в квартиры подтверждает отток денег со срочных вкладов, который на фоне низких ставок не прекращается с начала пандемии. При этом в прошлом году около 90% всех ипотечных кредитов на первичном рынке были льготными, из них 75% выданы по программе "6,5%", отмечал Минфин. Инвестиционные покупки стали одной из причин роста цен на жилье, особенно ощутимого в мегаполисах. Там подорожание перекрыло выгоду от снижения ставок, что и стало причиной продления после 1 июля основной ипотечной программы на более жестких условиях.
Проект ее новых правил, который на днях представил Минфин, не содержит элементов адресности, но резко снижает максимальный размер кредита - до 3 млн руб. с 6-12 млн, что отсекает от программы значительную часть покупателей-инвесторов, сосредоточенных в крупных городах.
По предварительным расчетам Счетной палаты, обязательства федерального бюджета по четырем ипотечным программам (основная, семейная, дальневосточная и сельская) могут составить более 1,16 трлн рублей до 2050 года при условии макроэкономической стабильности, неизменности сроков действия программ и отсутствии досрочных погашений. При продлении срока действия основной льготной ипотеки до 2024 года обязательства могут вырасти до 1,86 трлн рублей.
Минфин не ответил на запрос "Российской газеты".
Несмотря на недостатки, в целом Счетная палата в целом положительно оценивает эффект льготной ипотеки. Наряду с выплатами семьям с детьми и кредитованием застройщиков по низким ставкам они предотвратили массовое банкротство застройщиков, обеспечили устойчивый спрос и сохранили темпы ввода жилья в 2020 году на уровне предыдущего года (более 82 млн кв. м). На реализацию всех программ в 2019-2020 годах федеральный бюджет выделил 89 млрд руб. В 2020 году доля программ господдержки в общем объеме выданных ипотечных кредитов в России стала рекордной и составила 26% в количественном выражении и почти 30% в денежном, отметил аудитор Алексей Саватюгин.