18.06.2021 15:23
Кинократия

Что смотреть на фестивале "Докер": портреты, снежные люди и сила кино

Текст:  Алексей Литовченко
18 июня стартует VII Международный фестиваль документального кино "Докер", который охватит, помимо Москвы, ещё четыре города: Санкт-Петербург, Казань, Калининград и Ярославль. Из огромной программы, куда вошли 50 полнометражных и короткометражных картин со всего мира, мы выбрали наиболее, на наш взгляд, любопытные и сейчас о них немного расскажем. Все подробности - по расписанию, билетам и прочему - ищите на сайте фестиваля.
Читать на сайте RG.RU

"Портрет"

Есть такой современный израильский художник, Оз Альмог его зовут. Прославился он на весь мир выставкой под названием "Он тоже?", состоящей из сотен и сотен портретов известных евреев, от Боба Дилана до Розы Люксембург. Десять лет с этой выставкой по свету колесил, большим успехом она пользовалась. А герой фильма - парень, живущий в Канаде, по имени Роман Лапшин. Который однажды узнаёт, что на самом-то деле внушительную часть из тех сотен и сотен портретов писал его родной дед, ныне покойный, и решает докопаться до сути. Чем и занимается, преодолевая различные препоны, психологического в основном свойства. Очень эмоциональное кино, так и норовящее заскочить на территорию фильмов о мести - прямо такого накала драма порой достигает. И в каком-то смысле само по себе являющееся формой отмщения.

"Мой друг йети"

Игорь Бурцев, кандидат исторических наук, большую часть жизни положил на то, чтобы доказать существование снежного человека. До сих пор у него это, правда, не получилось, но надежды он не оставляет. Изо всех концов света Игорю Дмитриевичу приходят сообщения от тех, кому довелось с йети лично столкнуться, и он мотается то в Саяны, то во Францию, чтобы встретиться с очевидцами и на месте всё проверить. Создатели фильма следуют за ним, попутно общаясь с родными героя, а также со скептически настроенными экспертами. Интонация ленты - откровенно иронично-снисходительная, но отнюдь не саркастичная. С тем посылом, что увлекается себе дедуля какой-то дребеденью - и пускай увлекается, никому ведь не мешает. Оно и полезно: жизненной силы придаёт. И авось действительно отыщет сасквача. Вон же ходит как будто кто-то в горах, судя по представленному ужасного качества эксклюзивному видео.

"Мама Ая"

А бывают и куда менее безобидные увлечения. Вот американцы, например, повадились летать в Эквадор за аяуаской, шаманским напитком. Дескать, от недугов исцеляет, душевных и не только, вплоть до Паркинсона. Азиатский учёный, впрочем, солидного вида, в белом халате и очках, тут же миф опровергает: всего лишь, говорит, сильный галлюциноген, и ни от чего он исцелять не в состоянии. Американцы же всё равно называют аяуаску не иначе как лекарством. И упрямо чешут в джунгли, и платят там аборигенам деньги, чтобы их хорошенько протаращило. Иногда, впрочем, кое-какой эффект благодаря самовнушению проявляется. Один мужчина, в частности, утверждает, что после приёма ощутил себя бисексуалом. Тогда как до приёма, кажется, был геем. То есть прогресс налицо. В общем, весьма поучительное, грустное кино с моралью: недостаточно что-то назвать лекарством, чтобы оно стало лекарством.

"Дальний план"

В 2015 году в России запустили программу по обеспечению самой глубинной глубинки современными кинозалами - с 3D и прочими наворотами. Прошла пятилетка, и перед нами что-то вроде подведения промежуточных итогов. Хотя это громко сказано: здесь представлено всего три истории о трёх кинозалах в отдалённых посёлках, притом что ежегодно их открывается в районе двухсот по всей стране. То есть делать какие-то общие выводы на основании этих сюжетов было бы неправильно. И авторы как бы не делают, но изо всех сил намекают, что выводы напрашиваются. Так или иначе, фильм рисует картину приблизительно такую: были сёла без современных кинозалов, стали с современными кинозалами. То есть кардинально жизнь, положим, не поменялась, но где-то в большей, а где-то в меньшей степени определённо стала интереснее.

В фокусе