Вино, мидии, пироги и местные сыры - гастрономический туризм в России вроде бы набирает обороты. Туроператоры предлагают туры с дегустациями по индивидуальной программе. Но такие путешествия доступны не всем. Для самостоятельных путешественников специалисты разработали гастрономическую карту России. Тем не менее, придется еще много рассказывать россиянам про особенности местной кухни, чтобы гастрономический туризм стал по-настоящему массовым, говорят эксперты.
Спрос на гастрономические туры по стране растет ежегодно на 17%, отмечают в Ассоциации туроператоров России (АТОР), ссылаясь на данные туркомпаний. Сейчас на этот вид туризма приходится около 10% от всех приобретаемых экскурсионных туров. Часто гастрономические туры привязаны к курортным регионам и пляжному отдыху. Туристы, приехавшие на море, так разнообразят свой досуг. К тому же в южных регионах развито виноделие, о котором рассказывают в таких турах. В компании "Алеан" указывают, что в число самых популярных с точки зрения гастрономии направлений у организованных туристов Краснодар, Анапа, Геленджик, Крым, Калининград, Ростов-на-Дону и Астрахань. Но даже у крупнейших туроператоров гастрономические туры не бывают массовыми. "Алеан", например, предлагает туры по винодельческим предприятиям и небольшим винодельням Анапы, Абрау-Дюрсо, Новороссийска, Керчи и Таманского полуострова для двух-пяти человек.
Группы в составе 10-15 человек в гастрономические туры по другим регионам России собираются, прежде всего, под разнообразную экскурсионную программу, знакомство с кухней регионов, скорее, приятное дополнение. Туроператор "Дельфин", например, предлагает из Москвы отправиться на осмотр достопримечательностей городов Киржач, Суздаль, Нижний Новгород, Казань, Йошкар-Ола, Чебоксары, а во время тура отобедать с блюдами русской, татарской и марийской кухни.
Гастрономические туры на четыре-шесть дней стоят от 50 тысяч рублей на двоих. Если это тур по винным хозяйствам черноморского побережья, перелет оплачивается дополнительно. Так что такое развлечение не из дешевых. Тем не менее сейчас у многих российских туроператоров обязательно найдутся какие-либо туры, где знакомят с региональной кухней, говорит директор Фонда развития малых городов Юрий Щегольков. Есть на рынке и локальные предложения. Отправиться в поездку можно на выходные в пределах своего региона, такие путешествия обходятся дешевле. Например, туристов возили в туры по фермерским хозяйствам Тульской области и затем кормили в ресторане, где готовят блюда только из продуктов этого региона - уха, пироги приводит он пример. Кстати, благодаря растущему спросу, появляется современная инфраструктура. Туристам в Торжке давно рассказывали про знаменитую пожарскую котлету. Но только сейчас появились хорошие рестораны, которые начали предлагать этот гастрономический бренд.
Здоровая качественная еда никогда не стоила дешево, поэтому гастрономический туризм все же пока рассчитан на людей с устойчиво средним и выше среднего уровнем доходов, говорит президент ассоциации гастрономического туризма России Андрей Парамонов. А чтобы гастрономический туризм стал по-настоящему массовым, путешественники должны всегда и везде иметь возможность попробовать блюда местной кухни, "начиная с прилета в аэропорт, обеда в придорожном кафе и заканчивая завтраком в отеле", - добавляет руководитель проекта "Гастрономическая карта России" Екатерина Шаповалова.
Сейчас найти свой гастрономический специалитет стремится каждый город, так как туристы, приезжая в какое-либо место всегда хотят попробовать что-то местное. Нужно помочь городам и туристам в этом встречном движении, считают эксперты. Потому внедрять представления о кухне региона нужно во все элементы туристической инфраструктуры.
Для этого создается гастрономическая карта России. Летом будет запущено мобильное приложение. В этом гиде пользователь узнает про все места, где он может попробовать и купить чтобы увезти с собой всю местную кухню. На карте обозначены и придорожные кафе, и рестораны, и морские фермы, и промышленные предприятия, и магазины, где производят, готовят, подают и продают блюда и продукты местной и региональной кухни, рассказывает Шаповалова. Все такие места собирались в ручном режиме с 2017 года и проверялись. Карта также будет дополнена календарем гастрономических фестивалей.
Над продвижением гастрономического туризма еще предстоит серьезно поработать. Под гастрономическими брендами понимаются продукты, имеющие четкую идентификацию в коллективном сознании. А пока мало кто из россиян знает хотя бы о том, что в России есть шесть винодельческих регионов, замечает Шаповалова. "Так что туристам нужно рассказать, что они должны хотеть попробовать. Сейчас как раз такой период", - говорит эксперт. Люди заряжены на путешествия по России, они желают получить новую информацию, что-то попробовать впервые, а, возможно, единственный раз в жизни. Однако большинство хозяйств не умеют себя рекламировать и продавать свой продукт, добавляет Парамонов. Развитию гастрономического туризма мешает, по его мнению, также инертность самих людей, отсутствие стремления рассказывать гостям о своем регионе, о его кухне, интересных местах.
В Беларуси развивать гастрономический туризм начали раньше, чем в России - сказался значимый сельскохозяйственный элемент экономики, говорит Екатерина Шаповалова. Только пошли скорее по пути агротуризма. Основным предложением стал отдых в сельской местности, посещение сельскохозяйственных предприятий и небольших ферм.
Развитие комплексного туризма опирается на природный потенциал, в этот подход вписывается и агротуризм, которым в Беларуси занимаются уже около 20 лет, добавляет профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта РЭУ им. Плеханова Елена Джанджугазова.
В итоге, получилось, что агротуризм стал как бы одним из наиболее органичных вариантов отдыха в Беларуси. Например, гостей могут принимать и размещать в усадьбах или на фермах. В последнем случае агротуризм будет связан с животноводческой или растениеводческой специализацией небольшого сельхозпредприятия. На месте туристы могут попробовать верховую езду, посетить домашнее подворье, пасеку, а также купаться в реке, ходить на рыбалку и охоту. Конечно, здесь же предлагают и местные продукты. А из усадьбы гости выезжают на экскурсии, знакомятся с культурно-историческим наследием страны.
Другой вариант, если туристов принимают на базе крупных совхозов. В этом случае агро-гастрономические экскурсии с дегустацией включаются в общую программу культурно-познавательного тура. В ходе гастрономических экскурсий чаще всего в Белоруссии предлагают попробовать мед, сыр, блюда местной кухни, рассказывает генеральный директор туроператора "Дельфин" Сергей Ромашкин.
Особенно развиты в плане агротуризма Витебская область, юго-восточные регионы страны, отмечают эксперты. Но и в западной части, где расположены значимые памятники истории и культуры, как, например, Несвижский замок, также предлагают гастрономические экскурсии, и развит усадебный туризм.
Правда сейчас спрос на туры, в том числе в Белоруссию сильно снизился из-за пандемии, говорит Ромашкин. По сравнению с "доковидным" 2019 годом запросов на отдых в Беларуси стало как минимум на 50% меньше. Сказывается это и не развитии гастрономического туризма. В целом это направление занимает около 1-2% на туррынке Беларуси.
Сдерживает развитие этого направления также собственная историческая память населения. Агротуризм будет больше интересен тем, кто не имеет подобного опыта в своей личной истории или не может получить его в своей стране, говорит Ромашкин. А если человек сам лет 30 лет назад доил корову, то агрономический туризм вряд ли сильно порадует его, замечает эксперт. Потому основные перспективы агротуризма и гастрономических туров в Беларуси эксперты связывают с зарубежными гостями из крупных городов и урбанистических стран.