Готовились к нему заранее, и хотя на это не было специального установления Церкви, многие даже неделю перед ним постились. В сам праздник никто не работал - грех. День начинали с богослужения в храме, продолжали за общим столом, называемым "братчина", для которого специально резали бычка или барашка, купленного в складчину. В засуху Илие служили молебны, в честь древнееврейского пророка освящали храмы. Пророка считали грозным: "гром гремит, то Илья голос подает, гроза - Илия на огненной колеснице разъезжает". И при этом он был свой, родной, любимый. Почему? За что?
Начнем с того, что наши предки знали Закон Божий, а значит, и те главы Ветхого Завета, что рассказывают об этом удивительном человеке. Помнили они и то, что служение Илии пришлось на момент, когда Израилем правил слабовольный царь Ахав, взявший себе в жены распутную финикийскую язычницу Иезавель. Блудодейка и растлительница, Иезавель понастроила в стране храмы идолу плодородия Ваалу, прикормила при дворе множество женоподобных жрецов его культа, регулярно устраивала оргии, насаждала храмовую проституцию и уничтожала всех, кто решился выступить против охватившего страну безумия. Вот в это губительное для народа и государства Израиля время и возвысил свой голос пророк Илия.
Библия подробно описывает эпизоды его борьбы с развратницей Иезавелью, причем борьбы, проводившейся на глазах у всех: было важно, чтобы нестойкие не пошли следом за всесильной, жестокой и коварной царицей, по сути, уничтожавшей не только любые нормы нравственности, но и саму веру в Бога. Было жизненно необходимо доказать колеблющимся или слабым, готовым последовать за Иезавелью, что Господь считает этот путь гибельным. Что правда, а значит, и сила, за Богом, а не за могущественной развратницей. Именно в этом и заключался смысл поразительных чудес, явленных по вере пророком Илией во время его противостояния сторонникам богомерзкого культа Ваала. И русское сердце отзывалось не столько на эти чудеса, сколько на сам удивительный характер пророка, понятный и близкий русской душе.
Излюбленный сюжет наших икон - Илия у ручья и ворон, приносящий ему пищу. Губительная трехлетняя засуха и голод были ниспосланы Господом на Израильское царство, дабы вразумить народ, отошедший от Бога Живого. Страдал от засухи и Илия, скрывшийся от преследования царя Ахава. Но Бог не оставляет тех, кто не отрекается от Него сам, и ворон - птица плотоядная, приносил Илие пищу. Время шло, израильтяне не внимали вразумлениям Бога, зной становился все беспощадней, пересох и ручей, что давал Илие воду. Но Господь и тут не забыл про того, кто был Ему верен, направив пророка в Сарепту, к некой вдове, кстати, финикиянке.
И этот эпизод не мог не тронуть русского сердца: вдова была нищей, жила с больным сыном, и всем, что у ней нашлось - горсть муки и масло на дне кувшина, - поделилась со святым, узнав в нем человека Божьего. По благословению Господа муки и масла хватило на пропитание всем троим, а когда сын вдовы испустил дух, Илия оживил его. Это сейчас рассуждают, что оживление здесь метафорическое. Но наши предки не сомневались - ни в том, что запасы нищей вдовы могли долго не истощаться: ведь говорят же, что "не оскудевает рука дающего", ни в том, что оживление было под силу избраннику Божьему. Через тысячелетие безымянную вдову вспомнит Иисус, говоря, что много было вдов в Израиле во дни Илии, но ни к одной из них не был послан пророк, а только ко вдове в Сарепту. Это значит, что Бог милует не по крови, не по национальной принадлежности, а глядя в сердце человека.
Между тем в Израильском царстве продолжалась засуха и до народа стало доходить, что тут гнев Господень. Да вот только умолить о пощаде они пытались идола плодородия Ваала, забыв Бога своего народа. И тогда Илия, чье имя на древнееврейском и означает "Ягве - мой Бог", бросает вызов и царю Ахаву, и жрецам языческого истукана. Вызов был публичным. Илия обращается к собравшемуся народу: "Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте". Народ безмолвствовал. А Илия продолжил: "Я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. Возьмем двух тельцов, жрецы одного, а я другого, вы призовите имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, который даст ответ посредством огня, и есть Бог". На том и порешили. С утра до вечера пророки Вааловы молились своему идолу, читали мантры и в бесновании кололи себя ножами, так что кровь лилась по ним, но не было им "ни голоса, ни ответа".
Читая этот эпизод Библии, не можешь не восторгаться отвагой Илии, силой его веры. "Кричите громче, - насмешливо говорит Илия беснующимся жрецам. Говорит, стоя один среди безумствующей толпы! - Громче! Ибо это бог! Может быть, он задумался? Или занят чем-то? Или в дороге, а может, спит? Громче, и он проснется!" Когда жрецы обессилели, Илия, велев им отойти, соорудил каменный жертвенник, положил жертву, окопал все рвом и налил воду. Много воды, чтобы чудо, в котором он сам не сомневался, было бесспорным для всех. А потом воззвал к Богу. И Бог услышал Илию: огонь сошел на жертву, и пожрал и ее, и камни, и воду, и все вокруг. Увидев это, люди пали ниц и сказали: "Господь есть Бог!"
И тогда, по повелению Илии, народ схватил жрецов и убил их как обманщиков.
Жестоко? А как еще можно было остановить растление целой нации? Конечно, царица-распутница Иезавель мстила пророку. Конечно, народ в своем большинстве продолжил поклоняться культу, насаждаемому властительницей. Конечно, Илия вынужден был скрываться и, изнуренный борьбой и торжеством зла, даже просил Господа о смерти как избавлении от страданий. Он был уже не в силах нести пророческое служение.
Но что отвечает Своему избраннику Бог? "Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь". Это крайне важно! Ветер, сокрушающий скалы, землетрясение, огонь - это все проявление гнева Божьего, действия карающие. Но Господь - это любовь, и вот она любовь Божья - веяние тихого ветра. И тут нюанс.
Дело в том, что образ "веяние тихого ветра" не совсем полно передает древнееврейский оригинал. Есть еще вариант - "тихий голос". А современные библеисты предлагают такой удивительный перевод: "звук абсолютной тишины". Тут антиномия: взаимоисключающие, но тем не менее одновременно верные утверждения. А почему нет? В квантовой физике, например, давно утвердился корпускулярно-волновой дуализм: электрон, как известно, и частица, и волна. Антиномичны и другие утверждения о Боге: Он и Един, и Троичен. Непознаваем и познаваем.
После веяния тихого ветра, после явления Илие Бога, он продолжил борьбу с растлительницей народа Иезавелью, отстаивая справедливость, защищая невинных, предрекая отступникам от веры страшную гибель. И хотя зло все еще торжествовало, ситуация становилась другой.
Как пламенно служил Господу пророк Илия, так пламенно и покинул наш мир. Библия говорит, что когда Илия и его приемник Елисей "шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо".
Горячая вера, стойкость, бесстрашие в отстаивании правды и справедливости, все это было близко нашим предкам, все это делало Илию своим, родным. Да, грозным и всесильным (дождь и гроза ему подвластны!), но одновременно и домашним, допущенным не только во все уголки народной жизни, но и в самое сокровенное - в сердце народа.
Удивительное совпадение
Первое десантирование наших воинов с парашютами случилось 2 августа 1930 года, на Ильин день, который в 30-е помнили разве что бабушки.
Пройдут десятилетия - и Илию пророка станут считать своим небесным покровителем Воздушно-десантные войска.