01.09.2021 15:20
Общество

В Копыле ждут гостей из России на День белорусской письменности

Текст:  Андрей Захаров (zakharov@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №32 (996)
В эти выходные старинный Копыль будет принимать гостей XXVIII Дня белорусской письменности. Приедет немало россиян. И куда же им пойти в свободное время? Корреспонденты "СОЮЗа" решили помочь и совершили экскурсию по городу с тысячелетней историей.
/ БЕЛТА
Читать на сайте RG.RU

Впервые в письменных источниках городок упоминается в 1274 году при описании военных действий галицкого князя Льва Даниловича и великого князя литовского Трайдена из-за Дрохичина в Подляском воеводстве. Археологические исследования, которые трижды проводились с 1996 по 2007 год, подтвердили версию более раннего происхождения города. Об этом свидетельствует и Уставная грамота об образовании Туровской епископии, где местечко упоминается под 1006 годом. В настоящее время оригинал грамоты хранится в Российской государственной библиотеке в Москве в собрании Троице-Сергиева монастыря. Официально свою новую дату рождения райцентр получил только в 2016 году. Теперь старше этого города в Беларуси только Полоцк, Заславль и Туров...

Чтобы прикоснуться к живой истории Копыля, расположенного на знаменитом торговом пути "из варяг в греки", нужно обязательно подняться на Замковую гору. Именно здесь находилась когда-то резиденция местных князей. По одной из легенд, величественный княжеский замок вместе с защищавшей его от врагов рекой Каменкой ушел под землю, проклятый колдуньей.

Совсем рядом, возле Замковой горы, исторического центра города, находится родник "Криничка". Туристам настоятельно советуют испытать на себе целебную силу кристальной водички.

Копыльская земля дала миру немало неординарных людей - писателей, художников, ученых, героев войны и труда... О богатом литературном наследии края расскажет гостям Аллея писателей с оригинальными именными скамейками. Каждая из них посвящена конкретной личности, чья жизнь или творчество были связаны с Копылем. А подробности можно узнать тут же, отсканировав мобильным телефоном QR-код.

В деревне Конюхи Копыльского района родился Алесь Адамович - автор "Хатынской повести" и "Блокадной книги", сценарист культового фильма "Иди и смотри". На одной из улиц обновленного городка можно сделать селфи на фоне дома с изображением известного литератора. Здесь же недавно появились муралы, посвященные поэту-песеннику Адаму Русаку и белорусскому классику Кузьме Черному.

Узнаваемой "фишкой" должен стать и памятный знак "Мастер-кожевенник". Это не случайно, ведь кожевенное ремесло напрямую связано с этимологией названия райцентра. "Капыл" - деревянная колодка, на которую натягивалась кожа и в результате получалась обувь. Край был славен такими мастерами. В молодости этим ремеслом занимался писатель и общественный деятель Тишка Гартный (Дмитрий Жилунович) - один из самых известных уроженцев Копыля.

На Бородинском поле Кутузов вспомнил стихи поэта Сергея Марина

Далеко не все почитатели изобразительного искусства знают, что Копыль является малой родиной Казимира Малевича. По версии местных краеведов, подкрепленной воспоминаниями внучатого племянника известного авангардиста - профессора Игоря Малевича, отец художника изменил в документах место рождения сына на Киев. Сюда он вынужден был перебраться с семьей, скрываясь от преследования за участие в восстании Калиновского. В своей книге "Восхождение на крест судьбы" Игорь Малевич пишет о письмах великого художника родне в Копыль, где есть такие строки: "Это я, Казимир. Я, ваш Казимир Копыльский…"

В окрестностях города находится всемирно известная деревня Семежево, где сохранился уникальный обряд "Колядные цари". В 2009 году он был включен в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

История обряда уходит корнями в XVIII век, когда недалеко от Семежево стояли части царской армии. В дни празднования Нового года по старому стилю солдаты и офицеры ходили по дворам и показывали веселое представление, а сельчане их щедро угощали. В обряде участвуют молодые мужчины и юноши - "цари". На головах у них высокие шапки, украшенные разноцветными лентами. Одеты участники представления в белые брюки и сорочки, на груди крест-накрест повязаны красные семежевские пояса с традиционным орнаментом. К слову, эта деревня, как и в целом район, славится уникальными ткачами.

Возродили обряд в 1996 году. Местные краеведы собрали документальные материалы, свидетельства старожилов, а в самой деревне Семежево "Колядные цари" стали проводиться ежегодно. Посмотреть на представление в Щедрый вечер с 13 на 14 января приезжает много гостей, в том числе россияне...

Образование