24.09.2021 11:35
ПФО

В нижегородском НОЦ рассказали, как воплотить в жизнь научные проекты

Как повысить эффективность взаимодействия науки и бизнеса
Текст:  Мария Волкова
Как наладить взаимодействие ученых и предпринимателей, как реализовать инновационные проекты и повысить эффективность внедрения научных разработок отечественными предприятиями? На эти и другие вопросы постарались ответить участники круглого стола, организованного АНО "Научно-образовательный центр Нижегородской области" (НОЦ).
/ Юрий Правдин/Нижегородский НОЦ
Читать на сайте RG.RU

Именно НОЦ, созданный два года назад, является тем связующим звеном, которое призвано не только наладить коммуникацию между представителями фундаментальной и прикладной науки, государством и бизнесом, но и помочь изобретениям найти свою нишу и оказаться востребованными.

- Нижегородский НОЦ - это консорциум научных и образовательных учреждений региона с организациями реального сектора экономики. Сейчас в него входит 37 участников - в том числе, крупнейшие предприятия. Мы выделяем пять приоритетных направлений работы - это высокотехнологичная медицина и приборостроение, интеллектуальные транспортные системы, цифровые технологии, инновационные производства и материалы, а также экология и ликвидация накопленного ущерба, - рассказал директор нижегородского НОЦ Игорь Федюшкин.

По его словам, участие в НОЦ помогает разработчикам найти партнеров, инвесторов, собрать команду для реализации конкретного проекта. "К примеру, у нас есть целое подразделение аналитиков, которые могут провести нужные исследования и помочь оценить рыночные перспективы научной разработки", - пояснил он.

Успешные примеры коллаборации науки и бизнеса, реализованные при участии нижегородского НОЦ, уже есть. Своим опытом поделился заведующий сектором инновационных программ ИПФ РАН Алексей Кириллов. "Одна из наших компетенций - работа по снижению шумности определенных объектов военно-морского флота. В частности, мы научились рассчитывать акустические поля создаваемых объектов, чтобы уменьшить их еще на стадии строительства. Оказалось, что это востребовано в огромном количестве отраслей - автомобилестроении, атомной промышленности. Сейчас делаем новый проект совместно с компанией "Полет" и при поддержке Минпрома. В его реализации серьезнейшую помощь оказал Нижегородский НОЦ, чьи сотрудники провели прекрасную маркетинговую проработку и помогли составить бизнес-план для получения государственного субсидирования", - рассказал он.

Проблема в том, что какой бы востребованной и инновационной ни была та или иная разработка, довести ее до реализации автору в одиночку удастся вряд ли. Директор УК Технопарк "Анкудиновка" Тимур Радаев говорит, что процент выживаемости стартапов составляет порядка 13 процентов. И то, речь идет о тех проектах, которые вышли за стадию идеи и начали реализовываться практически.

- Востребованную разработку бывает сложно внедрить. У всех предприятий есть технологическая цепочка использования того или иного продукта - как правило, это импортный аналог. И изменить ее сложно. Даже если наши предприятия готовы сделать решение компактное, современное, энергоемкое. Важно не просто продать продукт: нужен сервис, обслуживание, внедрение, обоснование. Зачастую мы упираемся именно в эти вопросы и задачи, - считает заместитель генерального директора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Денис Замотин, - Не стоит забывать и о дефиците кадров, рабочих и инженерных. Решение ее лежит в более активной позиции предприятий по подбору персонала и автоматизации производства.

Еще одну проблему - на этот раз, в сфере коммуникации - затронул генеральный директор ООО "АФС 52" Александр Панкратов.

- Ученые зачастую уверены в том, что результатом их работы должен быть отчет. А бизнесу нужно, чтобы дойти в сотрудничестве с учеными до конкретного результата, который может приносить какие-то деньги. Очень сложно выстроить коммуникацию. Те, кто занимается фундаментальной наукой, мыслят глобально. А нам нужно, чтобы это было и технологично, чтобы это можно было реализовать. Поэтому одна из задач, которую выполняет НОЦ - наладить эту коммуникацию, - пояснил он.

Наука и бизнес нуждаются друг в друге. Но существовавшая в советское время цепочка между учеными и производителями разрушилась. Поэтому последние несколько лет и та и другая сторона пытается выстроить новый мостик друг к другу. "НОЦ был создан именно для этого. Правильно понять, где какие барьеры существуют - это уже достижение. Тогда мы сможем успешно найти решения проблем и наладить сотрудничество, чтобы получить результат, который нужен и науке, и бизнесу", - уверен Игорь Федюшкин.

ПФО Башкортостан Пермский край Кировская область Марий Эл Нижегородская область Мордовия Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Татарстан Удмуртия Ульяновская область Чувашская республика Башкортостан Пермский край Приволжье Волга-Кама Средняя Волга