Как уточнили в "AliExpress Россия", первым продавцом новой категории станет компания FOODCODE, которая специализируется на производстве продуктов питания из натуральных ингредиентов без глютена - например, печенье. Доставлять товары компания планирует через "Почту России". На первом этапе все расходы на доставку компания будет брать на себя. Продукция будет доступна для всех зарубежных покупателей.
Через какое-то время, проанализировав спрос, будет принято решение о дальнейшем продвижении этого проекта, уточнили "РГ" в компании.
AliExpress сейчас борется за российский рынок и старается удержать темпы роста, которые в последнее время уступают другим крупным маркетплейсам - Ozon и Wildberries. Эти площадки пока более расторопны, более близки к покупателям и поставщикам, говорит генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. И чтобы заинтересовать поставщиков, AliExpress объявляет такие лояльные условия, которых нет у других. При этом Wildberries тоже осуществляет поставки за рубеж - в частности, на азиатские рынки. Речь идет о небольшом ассортименте кондитерских изделий, дикороссов, напитков. Такие продукты очень популярны в Азии, поскольку у России хорошая репутация, как производителя "чистой" еды, говорит Федяков. Wildberries работает в 14 странах. Поставляются товары "сухой" полки" со сроком хранения от трех месяцев. Но компания планирует расширить ассортимент, рассказала заместитель директора по GR компании Ясмина Эль Мавеед на конференции федерального центра "Агроэкспорт" в начале сентября. От поставщика требуется доставить товар на склад компании. Там уже Wildberries упакует, промаркирует и доставит товар покупателю почтой или автотранспортом.
Заместитель министра сельского хозяйства Сергей Левин на той же конференции отметил, что в прошлом году объем онлайн-продаж продуктов питания в мире увеличился на 40% и превысил 400 млрд долл. "Такая тенденция открывает новые возможности для отечественных производителей и экспортеров продукции АПК", - сказал он.
При этом электронная торговля наиболее активно развивается на ключевых для России рынках. В Китае в 2020 году продажи продовольственных товаров в онлайн достигли 25 млрд долл. В Индии продукты онлайн покупают около трети пользователей электронных площадок, отметил Левин.
По оценке руководителя практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору PwC в России Михаила Магрилова, сегодня более 2 млрд человек в мире совершают покупки онлайн. И к 2024 году около 22% всех продаж будет приходиться на электронные торговые площадки, а в Китае - более 50%.
Китай - номер один по импорту готовых продуктов из России. Только за прошлый год прирост экспорта в Китай продуктов и напитков в денежном эквиваленте составил почти 65%, общий объем превысил 1,5 млрд долл. И рост продолжается. При этом 1,5-2 млрд долл., которые могут быть достигнуты по итогам этого года, - капля в море. Китайский рынок огромен, он в десятки раз больше российского.
"Для наших производителей это очень интересный рынок, но непростой. Это затратная история, поскольку требует оформления разрешений, сертификатов на азиатском рынке, зачастую весьма специфических", - поясняет Федяков. Поэтому в глобальную экспансию наших продуктов на тот же китайский рынок веры немного. И вряд ли AliExpress возьмет на себя всю сложность адаптации выхода российских продуктов на их рынок - у них есть более интересные направления, считает эксперт.