30.09.2021 03:00
Экономика

Тонны фруктов, ягод и овощей гниют на китайско-российской границе

Текст:  Евгений Гайва
Около 700 фур скопилось с каждой из сторон на пункте пропуска китайско-российской границы Маньчжурия-Забайкальск, рассказал "РГ" представитель Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП). Дальнобойщики сетуют на низкую пропускную способность пункта, таможенники указывают на несоблюдение процедуры самими водителями.
Читать на сайте RG.RU

Очереди растягиваются на километры, проезда через границу приходится ждать несколько дней. Как ранее уже писала "Российская газета", пункт пропуска не справляется с выросшим потоком машин. На автотранспорт стали переходить грузоотправители из-за выросшей стоимости морской перевозки.

Иностранным перевозчикам запретят покидать пределы РФ до уплаты штрафов

"К вечеру остается примерно 260 полуприцепов на китайской территории. Соответственно на российской стороне территории остаются столько же тягачей. Кроме того, проезда ожидает раза в два больше автопоездов", - говорит руководитель филиала АСМАП по СФО Анатолий Антонов. Через границу везут, в том числе скоропортящуюся продукцию - ягоды, фрукты, чеснок, другие овощи. Из-за простоя продукты портятся, поясняет он. Кроме того, есть и замороженная продукция. В автомобилях закачивается топливо, рефрижераторы не смогут поддерживать нужную температуру, что грозит разморозкой и порчей продукции.

В Федеральной таможенной службе пояснили "РГ", что скопление грузовых автомобилей в пункте пропуска "Забайкальск" связано с усилением китайской стороной антиковидных мероприятий. При этом пункт пропуска в день оформляет более 300 автомобилей в обоих направлениях, хотя рассчитан на 280 автомобилей. Но виноваты и сами водители. "С 23 августа 2021 года склады "ТЛТ-Забайкальск" переданы из региона деятельности таможенного поста МАПП Забайкальск в регион деятельности Забайкальского таможенного поста. Теперь для того, чтобы ввезти товар из Китая на территорию России, необходимо заявить таможенную процедуру таможенного транзита, которая требует соблюдения определенных условий", - отмечают в ФТС. Об изменениях Читинская таможня неоднократно информировала перевозчиков и собственников грузов. Выполнение условий, при которых товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита, позволит сократить сроки таможенных операций. "Это сократит количество транспортных средств в пункте пропуска МАПП Забайкальск и увеличит его пропускную способность", - указывают в ФТС.

Проезд автомобилей происходит по спискам. Китайская сторона составляет списки на 130 фур, но российская таможня в состоянии пропустить не более 100 автомобилей в день, говорит Антонов. В результате возникает пробка. К тому же периодически нарушается очередь. Отдельные перевозчики, пользуясь близостью к местной власти, стараются пройти таможню вне очереди.

Грузовики обслуживают интересы внешней торговли на одном из немногочисленных пунктов пропуска между Россией и Китаем, говорят автоперевозчики. Государственные органы, в том числе таможенные, должны обеспечивать оформление такого грузопотока. А если сил недостаточно, стоит привлекать дополнительные ресурсы, командировать сотрудников таможни с других, менее загруженных таможенных постов, по примеру медицинских учреждений, увеличивших коечный фонд на период пандемии, советуют они.

Сейчас ситуация немного улучшилась после того, как ГИБДД ввела дежурства на границе. Сотрудники инспекции наблюдают за порядком и запускают автомобили по спискам, составленным китайской стороной, замечают в АСМАП. Но проблема все равно остается. Дальнобойщики надеются, что с 1 октября пункт пропуска перейдет на круглосуточный режим работы, и тогда очередь из автомобилей начнет сокращаться.

ВЭД Транспорт Забайкальский край