13.10.2021 20:00
Экономика

Чем поможет новый закон о такси

Текст:  Ирина Белова ("Российская газета", Сочи)
Российская газета - Федеральный выпуск: №235 (8586) Российская газета - Столичный выпуск: №235 (8586)
Теневой оборот в сфере таксомоторных перевозок в России составляет около 800 миллиардов рублей. И по сравнению с прошлым годом он не упал. Об этом "РГ" сообщила председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова, участник Всероссийской конференции TAXI-2021 в Сочи.
/ Сергей Куксин
Читать на сайте RG.RU

- Количество нелегалов по-прежнему остается высоким, - отметила Зарипова. - По нашим оценкам, перевозками в стране занимаются два миллиона таксистов, а разрешений выдано всего 430 тысяч. А оформленных на автомобили такси полисов ОСАГО и вовсе 50 тысяч.

В Москве началась ревакцинация курьеров и таксистов

В целом проблемы частного извоза в регионах одинаковые - много бомбил, плохая организация предрейсовый осмотров водителей и технических проверок машин. Изменить ситуацию должен закон об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси, проект которого недавно опубликовал Минтранс России.

- Проблема в том, что сейчас технологии удаленных медосмотров находятся вне закона, - пояснила Ирина Зарипова. - Суть их в том, что водитель с помощью специального терминала может измерить температуру, провериться на употребление наркотиков и так далее. Закон о такси поможет ускорить принятие документа об удаленных медосмотрах. Тогда все два миллиона водителей смогут работать легально, часть из них станут самозанятыми.

Что значит легально? Во-первых, платить налоги - четыре процента с транзакции. Во-вторых, удаленно проходить медосмотры, тогда пассажиры будут уверены в том, что за рулем трезвый, адекватный и отдохнувший водитель. В-третьих, все автомобили такси будут вовремя проходить техосмотр.

Еще одной темой для дискуссии на конференции стала цена на поездки. Во время обсуждения звучали предложения установить нижний порог. Сами таксисты заявляют, что тарифы слишком низкие, поэтому водители недосыпают, берут слишком много заказов, чтобы заработать. В итоге все это сказывается на безопасности пассажиров. Однако их оппонентам тоже нашлось, что сказать. "Конечно, современные таксисты скучают по советским временам, когда на такси стояла очередь и было распространено "Шеф, плачу два счетчика!", - парировали они.

Перевозками в стране занимаются два миллиона таксистов, а разрешений выдано всего 430 тысяч 

По словам экспертов, в разработанном законе есть положение о нижней ценовой планке, но пока речь идет о ее введении в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Севастополе. Хотя она необходима и в других регионах. Нижняя планка защитит легальных таксистов от демпинга. Хотя нужна и верхняя планка, чтобы защитить пассажиров от необоснованных скачков цен, например в праздники.

При этом есть в регионах и свои проблемы. "Например, в Сочи на подработку стремится много водителей такси, особенно из соседних республик, ведь город перенасыщен туристами, - говорит Ирина Зарипова. - Также на курорте процветает мошенничество".

Мнение

К новому проекту закона о такси много претензий, сообщил глава центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. Таксопарками и водителями составлен список из десяти пунктов. Но на этом вопросы не исчерпываются. Вот одна из претензий. В законопроекте отсутствуют требование к стажу водителя такси. Это позволит службам заказа привлекать к выполнению не имеющих опыта вождения физических лиц. Запрет на допуск водителя такси с административными правонарушениями, указанными в законопроекте, не имеет механизма проверки наличия проверки таких правонарушений. Равно как не предусмотрена обязанность не допускать к управлению водителя такси с такими нарушениями. Есть только право требовать от водителя "документы, подтверждающие отсутствие фактов его привлечения к административной ответственности". Что это за документы, тоже не ясно.

Подготовил Владимир Баршев

Общественный транспорт