Регион под вашим управлением граничит с тремя странами. Это плюс или минус?
Зиядин Жамалдинов: Ошская область на сегодня, наверное, один из самых сложных регионов, расположенных в Ферганской долине. Протяженность границы нашего региона только с Таджикистаном составляет около 315 километров. С КНР, для сравнения, - более 290, а с Узбекистаном - 230 километров. Не везде, к сожалению, линия раздела точно определена и закреплена.
Но географическое расположение дает Ошской области и неоспоримые преимущества. Несмотря на некоторое нерешенные вопросы, мы с давних времен имеем с соседями близкие, добрососедские, дружественные отношения, что позволяет нам развивать выгодное экономические сотрудничество, укреплять торговые связи и расширять транспортное сообщение. Это плюс? Полагаю, да.
Киргизстан - заложник сложного ландшафта. Между северными и южными регионами фактически полноценно работает только одна автомобильная дорога. Как теснее связать северные и южные регионы страны?
Зиядин Жамалдинов: Действительно, на протяжении десятилетий существующая автодорога Бишкек - Ош являлась единственным сухопутным маршрутом, обеспечивающим бесперебойное и устойчивое автотранспортное сообщение между севером и югом страны. Интенсивность движения по ней составляет в среднем от 10 до 18 тысяч машин в сутки. Дорога уже объективно не справляется с растущим потоком транспорта. Кроме того, состояние трассы не отвечает современным требованиям к безопасности грузовых и пассажирских перевозок.
В 2014 году начались строительные работы по проекту альтернативной дороги север - юг. Она имеет стратегическое, экономическое и социальное значение для развития республики. Более того - является одним из самых масштабных проектов за всю историю страны. Ее протяженность составит 433 километра. После того как дорогу сдадут в эксплуатацию, она позволит сократить время в пути между северными и южными регионами почти в два раза.
Что, на ваш взгляд, мешает региону привлекать инвестиции и создавать новые рабочие места?
Зиядин Жамалдинов: На самом деле, в настоящий момент со стороны государственных органов практически нет никаких препятствий для привлечения инвестиций. Отсутствует и излишнее вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов. Все в рамках закона. Это подтверждают социологические опросы бизнес-предпринимателей.
Недавно мы проводили выставку "Юг Экспо-2021". Ее цель - увеличение экспорта нашей продукции и заключение договоров между предпринимателями. В выставке участвовали более 100 предпринимателей из России, Узбекистана, Ирана и других стран. По итогам заключено около 30 соглашений о сотрудничестве в различных направлениях. Мы считаем, что необходимо чаще открывать такие площадки. Они привлекают потенциальных инвесторов, помогают наладить с ними отношения.
В городе Оше должен появиться филиал МГУ. Почему затягивается его открытие?
Зиядин Жамалдинов: В настоящее время здание для филиала МГУ строится на собственные средства Ошского государственного университета (ОшГУ). Оно расположено возле филологического факультета ОшГУ.
Здание на стадии завершения. Но между ОшГУ и МГУ до сих пор не согласованы некоторые вопросы - о количестве абитуриентов, оплате преподавательского состава, учебном плане. Как только эти моменты урегулируются сторонами, филиал будет открыт.
- Почему задерживается строительство транзитной железной дороги из Китая?
Зиядин Жамалдинов: Строительство транзитной железной дороги Китай - Киргизстан - Узбекистан весьма сложный и трудоемкий процесс. В настоящий момент уже создана контактная группа, состоящая из экспертов трех сторон, которые решают технические детали, касающиеся маршрута пролегания, ширины колеи, механизма финансирования и других моментов. Все это требует тщательной проработки. Работа идет, ведутся переговоры. Надеюсь, в скором будущем мы увидим, как по новой железнодорожной магистрали пройдет первый состав.
Ошская область - один из регионов с высоким уровнем как внешней, так и внутренней миграции. Только ли из-за экономических причин? Как удержать людей на местах и стоит ли вообще к этому стремиться?
Зиядин Жамалдинов: Причин высокого уровня миграции много. Одна из них - и немаловажная - экономическая. Однако сдерживать миграционные потоки необходимо, поскольку для страны это, прежде всего, потеря трудовых ресурсов. Уезжает молодежь, сокращается трудоспособное население, редеют профессиональные кадры.
Что делать? В настоящий момент в Ошской области есть возможность реализации малых проектов, которые уже могут обеспечить занятость населения. Это организация предприятий по переработке сельхозпродукции, развитие растениеводства и животноводства. Есть программы по восстановлению общественной инфраструктуры в селах и городах и развитию туризма. Мы пытаемся работать системно, стремимся к тому, чтобы проекты были не единичными, а кластерными. Под это привлекаем грантовые и кредитные средства. Когда сложится система нескольких кластеров, появится много новых рабочих мест.
Перекочуют в Чон-Алай
В Чон-Алайском районе начали строительство городка для афганских киргизов, которых планируется переселить с Памира. Как интегрировать их в современное общество? Смогут ли люди прижиться на новом месте, в совершенно непривычных для них условиях?
Зиядин Жамалдинов: Как показала практика, афганские киргизы быстро адаптируются к новому месту, быту и ведут активную общественную жизнь наряду с коренным населением. Отчасти - в силу схожих природно-климатических условий Памира и Тянь-Шаня. Но большую роль, конечно, в этом играют местные старейшины-аксакалы, женские советы, районные активисты, лидеры молодежных комитетов. Они активно помогают переселенцам приспособиться к современным условиям.
Мы надеемся, что новая группа афганских киргизов, прибытия которой мы ожидаем, тоже не будет испытывать проблем с адаптацией и быстро вольется в общество. Мы же готовы создать необходимые условия. В сентябре текущего года президент КР Садыр Жапаров заложил капсулу под строительство нового городка для переселенцев с Малого и Большого Памира. На сегодня в селе Кашка-Суу на участке Бурган-Суу уже трансформировано 30 гектаров земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, школ, детских садов и других социальных объектов.