26.10.2021 12:00
Культура

Мария Ревякина: Спектакль ждет успех, только если режиссеру есть что сказать

Текст:  Никита Зайков (Новосибирск)
Российская газета - Столичный выпуск: №248 (8599)
В Новосибирске стартовал международный фестиваль актуального театра ХАОС, который проводится во второй раз. И если в 2019 году это был небольшой пилотный проект, то в сегодняшней программе представлены и прославленные столичные театры, и смелые новаторские постановки из нескольких регионов. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с Российской Национальной театральной Премией и Фестивалем "Золотая Маска". О том, почему классика требует нового прочтения, чем важен сценический эксперимент и как камерную постановку увидели тысячи зрителей "РГ" рассказала генеральный директор "Золотой Маски" Мария Ревякина.
/ Предоставлено пресс-службой фестиваля "Золотая маска" и фестиваля "Хаос"
Читать на сайте RG.RU

Какова роль "Золотой Маски" на фестивале ХАОС?

Мария Ревякина: В программе ХАОС есть спектакли-лауреаты и номинанты Премии "Золотая Маска". Это и "Занос" театра "Практика", открывавший новосибирский фестиваль, и "Горемычные танцы" негосударственного санкт-петербургского театра ТРУ, и "Чернобыльская молитва" Никитинского театра из Воронежа, и "Папа встретит его в L.A." Архангельского молодежного театра. Со спектаклем "Le Тартюф" в Новосибирск впервые приехал знаменитый Театр на Таганке - он попал в Long List "Золотой Маски"2021.

Примерно половина из 14 постановок, участвующих в фестивале ХАОС, так или иначе получили признание экспертов "Золотой Маски". Этот "знак качества" (как и тот факт, что все билеты в Новосибирске были раскуплены задолго до начала фестиваля) говорит о том, насколько востребован сейчас актуальный, экспериментальный театр. В свою очередь, "Золотая Маска" выявляет тенденции изменения театра, новые темы, видит иные способы диалога со зрителем. И в этой связи фестиваль ХАОС для нас безусловно важен - вместе мы представляем совершенно неожиданный, очень любопытный театральный мир, существующий сегодня в самых разных российских городах.

Какое место занимает Новосибирск на театральной карте страны?

Мария Ревякина: "Золотая Маска" в Новосибирске уже в седьмой раз, и мы традиционно привозим сюда очень интересные спектакли. Это не случайно. Новосибирск - город с театральным зрителем, с прекрасными традициями. Которые, кстати, также меняются. Когда-то здесь номером один был театр "Глобус", сейчас на передовой "Красный факел" и "Старый дом". Они по-разному интересны, но их работы актуальны, они потрясающе взаимодействуют со зрителем. Это же относится и к Музыкальному театру, который ставит современные мюзиклы, чего стоит только прогремевший в этом году "Фома".

Фестивальным программам в регионах мы придаем огромное значение. Но, понимая, что все желающие, увы, не смогут попасть в театр (особенно в период ограничений), сейчас развиваем и такое направление, как показ спектаклей онлайн и в кинотеатрах. Это очень дорогой процесс, съемка одного спектакля обходится в два-три миллиона рублей. Есть примеры такой работы и в программе фестиваля ХАОС. Например, спектакль "Бесы Достоевского" Театра на Бронной с успехом шел в кинотеатрах, а "Чернобыльскую молитву" мы выпустили на одной из онлайн-платформ, и ее посмотрели более 150 тысяч пользователей - колоссальная цифра для камерной театральной постановки.

Режиссеры в поисках актуальных форм используют все новые и новые приемы. Есть ли граница, за которой театр уже перестает существовать, превращается во что-то другое?

Мария Ревякина: Судя по тому, как развивается этот вид искусства, театром сегодня может быть все. Например, есть очень удачные примеры сочетаний с перфомансами и музейными проектами.

Яркий пример - выставка в Царицыно, одним из партнеров которой выступила "Золотая Маска". Экспозиция посвящена эпохе Екатерины II, тому времени, когда в России активно осваивали театр. Тут же, в зале, профессиональные актеры рассказывают, как развивались театральные жанры, по каким законам они существуют. И таких примеров много. Любой экспериментальный спектакль дает возможность более интенсивного вовлечения зрителей в то или иное действо.

Но не пренебрегают ли внутренним содержанием в погоне за новыми формами?

Мария Ревякина: Тут уже вопрос таланта авторов. Но театр не должен стоять на месте. Это касается и драматических постановок, и музыкального театра: востребован новый язык, новый танец, новое прочтение.

Театр не может стоять на месте. Современной сцене нужны новые прочтения, новые подходы

Например, спектакль "Три сестры", который поставил Тимофей Кулябин на сцене новосибирского театра "Красный факел", - это невероятно интересно. Особенность постановки в том, что все персонажи, за исключением одного, немы, а декорации ограничиваются планом большого дома. Но при этом полностью сохранен чеховский текст, который воспринимается совершенно по-новому. Театр меняется, его задача говорить на одном языке с современным зрителем. Но это не должен быть формальный подход - постановку ждет успех только в том случае, если режиссеру действительно есть что сказать.

Имеет ли сегодняшний режиссер моральное право переписывать классику?

Мария Ревякина: Опять же, если делать это талантливо. Такая работа несет в себе и просветительскую миссию. Ведь нынешнему школьнику или студенту очень сложно читать Толстого - это трудный для современного восприятия текст. При этом произведения и Толстого, и Достоевского остаются невероятно актуальными. Театр способен показать это молодым людям, которые, возможно, потянутся к книжной полке.

К 85-летию Романа Виктюка в его театре подготовили выставку и спектакли
Драматический театр Новосибирск Сибирь