Какова роль "Золотой Маски" на фестивале ХАОС?
Мария Ревякина: В программе ХАОС есть спектакли-лауреаты и номинанты Премии "Золотая Маска". Это и "Занос" театра "Практика", открывавший новосибирский фестиваль, и "Горемычные танцы" негосударственного санкт-петербургского театра ТРУ, и "Чернобыльская молитва" Никитинского театра из Воронежа, и "Папа встретит его в L.A." Архангельского молодежного театра. Со спектаклем "Le Тартюф" в Новосибирск впервые приехал знаменитый Театр на Таганке - он попал в Long List "Золотой Маски"2021.
Примерно половина из 14 постановок, участвующих в фестивале ХАОС, так или иначе получили признание экспертов "Золотой Маски". Этот "знак качества" (как и тот факт, что все билеты в Новосибирске были раскуплены задолго до начала фестиваля) говорит о том, насколько востребован сейчас актуальный, экспериментальный театр. В свою очередь, "Золотая Маска" выявляет тенденции изменения театра, новые темы, видит иные способы диалога со зрителем. И в этой связи фестиваль ХАОС для нас безусловно важен - вместе мы представляем совершенно неожиданный, очень любопытный театральный мир, существующий сегодня в самых разных российских городах.
Какое место занимает Новосибирск на театральной карте страны?
Мария Ревякина: "Золотая Маска" в Новосибирске уже в седьмой раз, и мы традиционно привозим сюда очень интересные спектакли. Это не случайно. Новосибирск - город с театральным зрителем, с прекрасными традициями. Которые, кстати, также меняются. Когда-то здесь номером один был театр "Глобус", сейчас на передовой "Красный факел" и "Старый дом". Они по-разному интересны, но их работы актуальны, они потрясающе взаимодействуют со зрителем. Это же относится и к Музыкальному театру, который ставит современные мюзиклы, чего стоит только прогремевший в этом году "Фома".
Фестивальным программам в регионах мы придаем огромное значение. Но, понимая, что все желающие, увы, не смогут попасть в театр (особенно в период ограничений), сейчас развиваем и такое направление, как показ спектаклей онлайн и в кинотеатрах. Это очень дорогой процесс, съемка одного спектакля обходится в два-три миллиона рублей. Есть примеры такой работы и в программе фестиваля ХАОС. Например, спектакль "Бесы Достоевского" Театра на Бронной с успехом шел в кинотеатрах, а "Чернобыльскую молитву" мы выпустили на одной из онлайн-платформ, и ее посмотрели более 150 тысяч пользователей - колоссальная цифра для камерной театральной постановки.
Режиссеры в поисках актуальных форм используют все новые и новые приемы. Есть ли граница, за которой театр уже перестает существовать, превращается во что-то другое?
Мария Ревякина: Судя по тому, как развивается этот вид искусства, театром сегодня может быть все. Например, есть очень удачные примеры сочетаний с перфомансами и музейными проектами.
Яркий пример - выставка в Царицыно, одним из партнеров которой выступила "Золотая Маска". Экспозиция посвящена эпохе Екатерины II, тому времени, когда в России активно осваивали театр. Тут же, в зале, профессиональные актеры рассказывают, как развивались театральные жанры, по каким законам они существуют. И таких примеров много. Любой экспериментальный спектакль дает возможность более интенсивного вовлечения зрителей в то или иное действо.
Но не пренебрегают ли внутренним содержанием в погоне за новыми формами?
Мария Ревякина: Тут уже вопрос таланта авторов. Но театр не должен стоять на месте. Это касается и драматических постановок, и музыкального театра: востребован новый язык, новый танец, новое прочтение.
Например, спектакль "Три сестры", который поставил Тимофей Кулябин на сцене новосибирского театра "Красный факел", - это невероятно интересно. Особенность постановки в том, что все персонажи, за исключением одного, немы, а декорации ограничиваются планом большого дома. Но при этом полностью сохранен чеховский текст, который воспринимается совершенно по-новому. Театр меняется, его задача говорить на одном языке с современным зрителем. Но это не должен быть формальный подход - постановку ждет успех только в том случае, если режиссеру действительно есть что сказать.
Имеет ли сегодняшний режиссер моральное право переписывать классику?
Мария Ревякина: Опять же, если делать это талантливо. Такая работа несет в себе и просветительскую миссию. Ведь нынешнему школьнику или студенту очень сложно читать Толстого - это трудный для современного восприятия текст. При этом произведения и Толстого, и Достоевского остаются невероятно актуальными. Театр способен показать это молодым людям, которые, возможно, потянутся к книжной полке.