Как рассказали в пресс-службе ИЯФ СО РАН, основной целью экспериментов будущей установки будет изучение состояний вещества, идентичных тем, в которых находилась Вселенная сразу после Большого взрыва. И одним из важнейших систем ускорителя является канал, при помощи которого ионы будут доставляться от бустера, то есть промежуточного синхротрона, к сверхпроводящему ускорителю - нуклотрону.
В Новосибирске для подмосковного коллайдера были изготовлены магнитная и вакуумная системы участка выпуска пучка и канала транспортировки, устройства для диагностики пучка, узлы питания и управления. Также новосибирскими физиками-ядерщиками спроектирован, изготовлен и успешно запущен уникальный ударный магнит для выпуска пучка из Бустера с рекордным уровнем магнитного поля около 2 кГс.
По словам заведующего лабораторией новосибирского института Андрея Журавлева, одна из сложностей создания канала транспортировки ионов состояла в том, чтобы провести пучок, не исказив его параметры. Для этого он был спроектирован в форме, напоминающей штопор. При этом сложная трехмерная траектория и нестандартная конфигурация канала потребовали очень точной сборки.
- Благодаря высококлассной работе наших монтажников, вакуумщиков и геодезистов каждый элемент стоит на своем месте, и мы достаточно быстро получили полноценный пучок, именно такой, какой был рассчитан, - отметил ученый. - Еще одна особенность транспортного канала в том, что он импульсный. Это значит, что магниты, определяющие траекторию движения пучка частиц, работают только тогда, когда пучок запущен в канал.
Немаловажно, что импульсный режим передачи ионов позволяет сделать оборудование дешевле, компактнее и легче в сравнении со сверхпроводящими магнитами или магнитами, работающими на постоянном токе. Кроме того, особое значение имели расчет положения оптики канала, согласование геометрии между бустером и нуклотроном и ряд других параметров.
- Из-за архитектурных особенностей уже существующего здания, малого места для перепуска заряженных частиц из бустера в нуклотрон NICA и большой энергии канал получился сложным и компактным, - подчеркивает старший научный сотрудник ИЯФ СО РАН Сергей Синяткин. - Помимо основных функций перепуска частиц решались задачи компенсации связи радиального и вертикального движения частиц на выходе из канала и утилизации частиц с нецелевой зарядностью.
На данный момент магнитная система канала транспортировки ионов вышла на стопроцентный уровень проектных значений. С ее помощью уже получен выпуск пучков двух сортов ионов: гелия 1+ и железа 14+, которые были детектированы датчиками на конечном участке канала. Были сделаны снимки профилей пучка с люминорфного экрана.