Активизация работ по лесоустройству поможет наверстать все упущенное в этой сфере, сказал Чащин. "Задолженность" по лесоустройству директор лесной программы WWF России Андрей Щеголев оценил так: только на 30% лесного фонда страны есть данные, собранные менее 15 лет назад. Это, в том числе открывает дорогу "серым лесорубам", объяснил он. По документации, оформленной исходя из устаревших данных, на делянке растет столько-то древесины. По факту за прошедшие годы деревьев, пригодных к валке, выросло больше, вот и вывозят компании неучтенные бревна. При использовании актуальных данных по лесоустройству, такая практика будет сведена к минимуму.
"В первую очередь лесоустройство пойдет в Сибирь, - отметил глава Рослесинфорга. - Все, что осталось за рамками плана, будет актуализироваться в рамках партнерства государства и бизнеса в финансировании лесоучетных работ". По сути, Рослесинфорг сможет передавать работы в субподряд другим организациям. Хотя до сих пор основную массу лесоустроительных документов составляли региональные филиалы Рослесинфорга. Кроме того, действующие ныне договоры на лесоустроительные работы, заключенные с другими подрядчиками, продолжат действовать без каких бы то ни было изменений.
В Рослесинфорге полагают, что федерализация лесоустройства может уже за первый год увеличить площадь расчетной лесосеки на 350 млн га. По мнению Щеголева, в таком увеличении особой необходимости нет. Площадь леса, на которой можно вести промысел, достаточна, но зачастую участки расположены так, что подобраться к ним невозможно.
"В Архангельской области из 22 млн га расчетной лесосеки доступны для освоения только 15 млн га, а реально разрабатывают лишь 11-12 млн га", - привел пример эксперт.
Однако увеличение площади обустроенного леса может оказаться важным для климатического регулирования. В зачет поглощения СО2 включают только регулируемые леса. Информация по ним должна быть открыта и доступна для верификации. Электронные сервисы для этого Рослесхоз сейчас разрабатывает. Увеличив площадь обустроенного леса на три с половиной сотни миллионов гектаров, Россия может добиться признания поглощения дополнительных тонн углекислого и парниковых газов. А это сильно упростит позиции страны при переговорах о взаимном признании углеродных единиц и о трансграничном углеродном регулировании Евросоюза.