03.11.2021 11:08
Воронеж

Эксперт рассказал о тонкостях спецторгов для МСБ

Текст:  Павел Альбицкий (Директор департамента обучения и правовой экспертизы группы электронных площадок otc.ru)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №250 (8601)
Малый и средний бизнес в корпоративных закупках поддерживают уже не первый год. Особенности сотрудничества с такими поставщиками определены в постановлении правительства РФ N 1352, которое заказчики применяют с середины 2015 года. Однако в 2022-м правила игры изменятся. Летом в указанное постановление внесли изменения, расширив круг заказчиков, предоставляющих льготные условия для малого бизнеса. Разберем, в чем же заключается специальный режим поддержки МСБ.
Читать на сайте RG.RU
Крупный бизнес поможет развивать народные промыслы на Урале

Изначально оказывать поддержку поставщикам - субъектам малого и среднего бизнеса обязали только крупнейших заказчиков в России - компании с годовой выручкой от 10 миллиардов рублей. Постепенно подход менялся: сокращались пороговые значения выручки, вводились новые меры поддержки. С 1 января 2022 года практически все организаторы торгов по 223-ФЗ будут обязаны сотрудничать с малым и средним бизнесом на особых условиях. Ежегодные финансовые показатели теперь не имеют значения. Получается, что любая компания или организация с небольшой выручкой, к примеру в 20 миллионов рублей, будет оказывать поддержку среднему бизнесу, для которого предельное значение дохода - два миллиарда. Исключение составят только те заказчики, которые сами являются субъектом МСБ.

Обратите внимание, что организаторы торгов, которые не подпадают под применение постановления N 1352, не могут добровольно предоставлять преимущества в закупках малому и среднему бизнесу.

В чем же заключается сама поддержка?

Во-первых, для заказчика установлен определенный норматив - как минимум 20 процентов договоров, которые заключаются по итогам торгов на общих основаниях, должно приходиться на субъекты малого и среднего бизнеса. На конкурсы, в которых может участвовать только малый и средний бизнес (их принято называть спецторгами), должно приходиться не менее 18 процентов годового объема закупок. В новом году нормативы повысят до 25 и 20 процентов соответственно.

Во-вторых, существуют специальные процедурные нормы, которые организатору торгов необходимо соблюдать в работе с МСБ.

Минимум 20 процентов договоров, которые заключаются по итогам торгов на общих основаниях, должно приходиться на субъекты МСП

Важно, что условия взаимно пересекаются. То есть допускается вариант, когда компания отказывается от проведения закупок на общих основаниях и проводит больше спецторгов, чтобы увеличить объем по ним с 18 до 20 процентов и выполнить норматив. Поэтому спецторги - наиболее эффективный инструмент для выполнения норматива.

Спецторги могут быть конкурентными и неконкурентными. Конкурентные сложнее, так как 223-ФЗ устанавливает для них жесткие условия. Процедура осложняется длительными сроками и обязательным рассмотрением заявок в два этапа, доступ к которым открывается организатору торгов в разное время. Еще один минус: в заявке указывается ограниченное количество данных о поставщике, и возможности запросить дополнительные сведения нет. Следовательно, мы не можем проверить квалификацию поставщика надлежащим образом.

Минстрой подготовил предложения по пересмотру стоимости госконтрактов

Чтобы избежать всех этих сложностей, можно выбрать неконкурентные процедуры - закупки у единственного поставщика. Корпоративное законодательство не запрещает проведения неконкурентных спецторгов. Главное для организатора - правильно описать процедуру и соблюсти все дополнительные нормы.

По общему правилу обеспечение заявки устанавливается в размере не более пяти процентов от начальной суммы закупки. Размер обеспечения договора никак не нормирован, организатор торгов определяет его сам. В случае обеспечения заявки денежные средства предоставляются участниками, чтобы подтвердить их финансовые возможности. В случае обеспечения договора - победителем торгов в качестве залога для покрытия ущерба заказчика, если он не исполнит работы или выполнит их некачественно. Если мы говорим о спецторгах, то здесь есть свои преимущества для поставщиков: организатор должен установить размер обеспечения заявки не более двух процентов и обеспечения договора - не более пяти.

Не менее важный момент - установление предельных сроков оплаты в корпоративных закупках. По общему правилу заказчик сам определяет отсрочку платежа и может задать любое количество дней и месяцев, даже лет. Но если поставщиком является малый и средний бизнес, то заплатить ему необходимо не позднее 15 рабочих дней со дня подписания документа о приемке. Данное условие распространяется на все способы закупки.

Отсутствие средств не освобождает организатора от обязанности соблюдать сроки оплаты

Если заказчик заплатит позже, его могут привлечь к административной ответственности. Отсутствие денежных средств не освобождает организатора от обязанности соблюдать сроки оплаты.

Итак, поддержка малого и среднего бизнеса на торгах реализуется через регламентированные процедуры, отсутствие дополнительных требований к составу заявки, пониженный размер финансового обеспечения и сокращение сроков оплаты. Обязательное проведение закупок только у субъектов МСБ при соблюдении этих условий является, по мнению законодателя, эффективной мерой. Однако не стоит забывать, что все новые преференции имеют и обратную сторону. Заказчик все чаще выступает менее защищенной стороной отношений, что негативно отражается на его закупочной деятельности. Выбор неконкурентных спецторгов в некоторых случаях способен упростить процесс.

Воронеж Центральная Россия