17.11.2021 16:01
Тюмень

В Тюмени на годы вперед спланировали рост стоимости проезда в автобусе

Текст:  Анатолий Меньшиков (Тюмень)
Российская газета - Экономика УРФО: №262 (8613)
Жителям Тюмени напомнили об очередном повышении стоимости проезда в автобусах с 1 января. Сибирский город - единственный региональный центр в Уральском округе (а возможно, и во всей стране), где размеры тарифов расписаны на несколько лет вперед. Правило простейшее: миновал год - плати на рубль больше. Оно останется неизменным и в 2022-м, хотя нынче уровень инфляции оказался значительно выше средних показателей за последние пять лет.
Читать на сайте RG.RU

Общественный транспорт города, напомним, представлен исключительно автобусами, и здесь нет системы проездных билетов со скидками для обычных пассажиров. Зато для пенсионеров проезд неизменно бесплатный, для школьников билет обходится в пятую часть стоимости, для студентов - в половину. Расходы ПАТП на перевозку льготников компенсирует казна. Объективности ради следует также добавить, что по доле выходящих на маршруты новых комфортабельных машин (они преобладают в автобусном парке) Тюмени в УрФО и близко нет равных. Это плюсы, но есть и обратная сторона медали - бюджетные траты велики и продолжают расти, а ведущие автотранспортные предприятия подсчитывают лишь убытки.

В Челябинской области увеличили штраф за безбилетный проезд

Анализировать экономику перевозок крайне сложно, поскольку необходимые для этого данные либо носят отрывочный характер, либо вовсе недоступны. Чтобы лучше понять логику муниципальных управленцев, объявивших о переходе с 2018 года на "плановый долгосрочный тариф", отследим динамику цен с 2010 года, а также реакцию на них пассажиров и перевозчиков. Что характерно для этой сферы услуг, удорожание происходило тогда, когда удерживать тариф "было уже невмоготу", а потому хаотично. Например, в феврале 2014-го цену подняли с 16 до 18 рублей, а уже в апреле 2015-го - до 22-х. Тот скачок оказался самым резким и, понятно, был воспринят весьма болезненно - сразу 22 процента плюсом.

Власти перечисляли "объективные обстоятельства": чувствительно подорожали топливо и запчасти, водители и кондукторы недовольны зарплатой. А еще надо выплачивать сотни миллионов рублей, потраченных на приобретение автобусов в лизинг. А бюджет-то не резиновый! Не стоит забывать: именно на 2014-2015 годы пришелся всплеск инфляции - она колебалась в РФ на уровне 11-13 процентов. Однако 22 рубля недолго удовлетворяли перевозчиков. Уже осенью 2016 года шесть АТП, выполняющих муниципальные контракты, написали обращение в администрацию города с просьбой поднять планку до 28 рублей - по возможности. Муниципалитет навстречу им не пошел, взял паузу, которая затянулась вплоть до 2018 года, когда проезд подорожал на пару рублей.

И вот в таких условиях власти решились на беспрецедентный шаг - объявили о введении того самого долгосрочного тарифа с шагом роста в один рубль и рублевой же скидкой для тех, кто расплачивается пластиковой картой. Посредством электронного расчета, который практикуется в Тюмени с конца 2016-го, сегодня перевозчики получают свыше 90 процентов кассовых сборов. При наличном расчете билет без скидки.

Когда стоимость увеличивалась быстрее - при хаотичном или упорядоченном росте? Несложные подсчеты показывают: в первой "пятилетке" прирост составил чуть ли не 60 процентов, во второй - 22,5. Впрочем, назвать проезд в тюменских автобусах дешевым по сравнению с другими крупными городами нельзя: к примеру, в Перми и Новосибирске автобус существенно доступнее. Вместе с тем стоит, наверное, взять во внимание лидерство Тюмени в УрФО по величине средней заработной платы. С 2010 года она, согласно данным госстатистики, практически удвоилась, как и цена билета.

Госдума изучает возможность сделать бесплатным проезд для подростков в автобусах

В чем же преимущество заранее спланированного роста тарифов? В первую очередь в предсказуемости, обеспечивающей возможность перевозчикам и казначеям оптимально распоряжаться имеющимися средствами, прогнозировать расходы и доходы. Да и для пассажиров щадящая рублевая прибавка менее "травматична", чем внезапные ценовые скачки. Такого мнения придерживаются в профильных структурах муниципалитета.

Автотранспортники видят в новом подходе разумный компромисс, лишь бы при этом "не снижалась дотационная составляющая". А она, судя по всему, не маленькая. По расчетам чиновников, в начале нынешнего года экономически обоснованный тариф составлял для разных маршрутов от 33 до 41 рубля.

Прямая речь

Руслан Кухарук, глава города Тюмени:

- Обеспечение доступности общественного транспорта, повышение качества сервиса - одна из главнейших задач муниципалитета. Сейчас на линии общей протяженностью 607,4 километра ежедневно выходят 1144 автобуса. Их средний возраст - 4,5 года. Это один из лучших показателей в стране. При формировании бюджета 2022 года мы предусмотрели покупку еще 77 новых вместительных комфортных машин. Важно, чтобы общественным транспортом пользовалось все больше людей. По прогнозам, в 2022-м автобусники перевезут 157 миллионов пассажиров.

Тюмень Урал и Западная Сибирь