Общественный транспорт города, напомним, представлен исключительно автобусами, и здесь нет системы проездных билетов со скидками для обычных пассажиров. Зато для пенсионеров проезд неизменно бесплатный, для школьников билет обходится в пятую часть стоимости, для студентов - в половину. Расходы ПАТП на перевозку льготников компенсирует казна. Объективности ради следует также добавить, что по доле выходящих на маршруты новых комфортабельных машин (они преобладают в автобусном парке) Тюмени в УрФО и близко нет равных. Это плюсы, но есть и обратная сторона медали - бюджетные траты велики и продолжают расти, а ведущие автотранспортные предприятия подсчитывают лишь убытки.
Анализировать экономику перевозок крайне сложно, поскольку необходимые для этого данные либо носят отрывочный характер, либо вовсе недоступны. Чтобы лучше понять логику муниципальных управленцев, объявивших о переходе с 2018 года на "плановый долгосрочный тариф", отследим динамику цен с 2010 года, а также реакцию на них пассажиров и перевозчиков. Что характерно для этой сферы услуг, удорожание происходило тогда, когда удерживать тариф "было уже невмоготу", а потому хаотично. Например, в феврале 2014-го цену подняли с 16 до 18 рублей, а уже в апреле 2015-го - до 22-х. Тот скачок оказался самым резким и, понятно, был воспринят весьма болезненно - сразу 22 процента плюсом.
Власти перечисляли "объективные обстоятельства": чувствительно подорожали топливо и запчасти, водители и кондукторы недовольны зарплатой. А еще надо выплачивать сотни миллионов рублей, потраченных на приобретение автобусов в лизинг. А бюджет-то не резиновый! Не стоит забывать: именно на 2014-2015 годы пришелся всплеск инфляции - она колебалась в РФ на уровне 11-13 процентов. Однако 22 рубля недолго удовлетворяли перевозчиков. Уже осенью 2016 года шесть АТП, выполняющих муниципальные контракты, написали обращение в администрацию города с просьбой поднять планку до 28 рублей - по возможности. Муниципалитет навстречу им не пошел, взял паузу, которая затянулась вплоть до 2018 года, когда проезд подорожал на пару рублей.
И вот в таких условиях власти решились на беспрецедентный шаг - объявили о введении того самого долгосрочного тарифа с шагом роста в один рубль и рублевой же скидкой для тех, кто расплачивается пластиковой картой. Посредством электронного расчета, который практикуется в Тюмени с конца 2016-го, сегодня перевозчики получают свыше 90 процентов кассовых сборов. При наличном расчете билет без скидки.
Когда стоимость увеличивалась быстрее - при хаотичном или упорядоченном росте? Несложные подсчеты показывают: в первой "пятилетке" прирост составил чуть ли не 60 процентов, во второй - 22,5. Впрочем, назвать проезд в тюменских автобусах дешевым по сравнению с другими крупными городами нельзя: к примеру, в Перми и Новосибирске автобус существенно доступнее. Вместе с тем стоит, наверное, взять во внимание лидерство Тюмени в УрФО по величине средней заработной платы. С 2010 года она, согласно данным госстатистики, практически удвоилась, как и цена билета.
В чем же преимущество заранее спланированного роста тарифов? В первую очередь в предсказуемости, обеспечивающей возможность перевозчикам и казначеям оптимально распоряжаться имеющимися средствами, прогнозировать расходы и доходы. Да и для пассажиров щадящая рублевая прибавка менее "травматична", чем внезапные ценовые скачки. Такого мнения придерживаются в профильных структурах муниципалитета.
Автотранспортники видят в новом подходе разумный компромисс, лишь бы при этом "не снижалась дотационная составляющая". А она, судя по всему, не маленькая. По расчетам чиновников, в начале нынешнего года экономически обоснованный тариф составлял для разных маршрутов от 33 до 41 рубля.
Руслан Кухарук, глава города Тюмени:
- Обеспечение доступности общественного транспорта, повышение качества сервиса - одна из главнейших задач муниципалитета. Сейчас на линии общей протяженностью 607,4 километра ежедневно выходят 1144 автобуса. Их средний возраст - 4,5 года. Это один из лучших показателей в стране. При формировании бюджета 2022 года мы предусмотрели покупку еще 77 новых вместительных комфортных машин. Важно, чтобы общественным транспортом пользовалось все больше людей. По прогнозам, в 2022-м автобусники перевезут 157 миллионов пассажиров.