Идея создание велохайвея "Лев Толстой" была заявлена туляками при разработке Программы развития Тульской области до 2026 года, когда власти решили собрать пожелания жителей региона. Велохайвею отдали больше всего голосов - почти семь тысяч. Предложение велосообщества поддержал глава региона, отметив, что его реализация будет способствовать одновременно формированию здорового образа жизни и созданию современной городской среды. Председатель Тульской облдумы Николай Воробьев заявил о готовности выступить с законодательной инициативой и предложил создать рабочую группу. В ее рамках эксперты, представители велосообщества и власти смогут проанализировать предложения, разработать программу развития инфраструктуры велоспорта, подготовить нормативную базу. Губернатор тогда же поручил региональному правительству включиться в это дело.
И вот через три месяца появилась проработанная концепция этой велотранспортной магистрали. Примечательно, что речь идет о выделенной трассе не только для велосипедистов, но и для других средств индивидуальной мобильности: роликовых коньков, самокатов, электросамокатов, скейтбордов, электроскейтбордов, гироскутеров, сигвеев, моноколес и тому подобного. С каждым годом СИМ в городе становится все больше. Если велосипедисты мешают в основном автомобилистам, то "симщики" становятся большой головной болью для пешеходов.
- В Туле нет единой велосистемы - есть велодорожки, сделанные довольно кустарным способом. Это хорошо, что они появились, но они не решают проблемы конфликтных зон. Разрабатывая концепцию велохайвея, мы прошли весь маршрут, точечно выявляя все узкие места. Проект обсуждался экспертным сообществом с участием и Федерации велоспорта, и архитекторов, и представителей власти и общественности, - рассказал "РГ" главный архитектор велохайвея Сергей Бортулев. - Общая протяженность проектируемой трассы - 18 километров, причем перепад высоты значительный - 100 метров. Мы разделили весь маршрут на три этапа. Первый - от кремля до перекрестка проспекта Ленина с улицей Агеева. Это 2,5 километра. Но с учетом того, что проспект - крупная градостроительная единица, по обе стороны которой есть свои точки притяжения, на этом участке велодорожки будут идти по обеим сторонам. Так что фактически это две параллельные улицы суммарной длиной пять километров.
Сразу надо сказать, что велохайвей - это отнюдь не нарисованные краской на асфальте места для велосипедистов, а абсолютно новое дорожное полотно. Велодорожки будут строить как отдельную инфраструктурную часть улицы, никак не связанную ни с тротуаром, ни с автомобильной магистралью. Состав ее "пирога", конечно, не настолько сложный, как у автотрассы, но все равно довольно серьезный. Уже определились, что покрытие велохайвея на всей его протяженности - и в городе, и в лесу - будет асфальтовым: так удобнее и для велосипедов, и для СИМ. К слову, концепция учитывает даже рекомендации экологов: в лесу не углубляться в землю больше чем на 30 сантиметров. На городских улицах эта стройка потребует вырубки части деревьев, но обещают посадить новые. Так, только в одном квартале - между улицами Советской и Каминского - запланировано высадить около 100 саженцев.
Авторы проекта сняли весь маршрут с квадрокоптера - сверху все выглядит очень красиво. Почти прямая велотрасса от Тульского кремля до Ясной Поляны, боковые ответвления которой в дальнейшем соединят Музейный квартал и музей изобразительных искусств, Центральный парк и экотропу "Малиновая засека", стадион "Арсенал" и лыжероллерную трассу имени Веденина, индустриальный креативный кластер "Октава" и студенческие городки тульских вузов. Есть и такой нюанс: сегодня южная окраина Тулы поселок Косая Гора доступна только для автомобильного транспорта. Появление велохайвея, строительство которого предполагается на бывших трамвайных путях, откроет путь и для велосипедистов.
- Узких мест, конечно, много. Например, автомобильный мост на Зеленстрое перегружен и без велодорожек. Мы просим сделать здесь отдельный вело-пешеходный мост, что улучшит ситуацию и с пешеходным переходом. Технически это возможно. Все упирается в финансирование, хотя на это нужны и не абы какие средства, - поделился Сергей Бортулев. - Мы показываем, как должно бы быть и как это решить технически.
Но вот на вопросы "сколько?" и "когда?" пока ответов нет. По словам разработчиков, в настоящее время проведены все необходимые геодезические изыскания. Сделана топографическая съемка первого этапа.
- Мы берем во внимание не только рельеф, но и общую ситуацию: важно учесть каждое деревце, каждый выступ, чтобы проектировщики могли разрабатывать документацию. Нужно ведь, чтобы людям удобно было ходить рядом с велосипедистами, чтобы было нормальное расстояние от проезжей части, - пояснил геодезист Алексей Перепелкин.
Сейчас архитекторы приступили к разработке рабочей документации, по которой будет составляться смета. К весне обещают ответить на вопрос "сколько?". А вот ответ на вопрос "когда?" зависит от финансирования.
Для Тулы, по словам заместителя начальника управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Андрея Игнатова, проект велотрассы - социально значимый и приоритетный. "Он будет способствовать популяризации велоспорта и активного образа жизни, а также может стать необычным туристическим маршрутом", - заключил чиновник.
Кстати
Председатель Федерации велоспорта Тульской области Валерий Гриньковский уверяет, что Тула всегда была велосипедной столицей, "просто об этом подзабыли". Так, именно в городе оружейников появился первый в России велотрек: с 1896 по 1924 год это был единственный в нашей стране действующий трек. На нем катался Лев Толстой, освоивший эту технику в 69 лет. Свидетельством тому - известная фотография "Лев Толстой на велосипеде", сделанная в 1897 году.