"Сегодня стремительно развивается тренд на рациональное потребление, который пандемия и рост инфляции в этом году только усилили. По данным независимых исследований, только около 10% потребителей можно назвать "беззаботными" - они не следят за тем, что и куда тратят. Остальные 90% - это те, кто расходуют деньги рационально и контролируют траты", - рассказывает Дмитрий Кирсанов, гендиректор Fix Price (дискаунтер тоже вошел в рейтинг).
Потребитель уже понимает, что нет смысла переплачивать за дополнительные услуги или сервис, которые предлагает традиционный ретейл. "Модель "Светофора" подразумевает минимальное количество персонала, минимальные затраты сети на оформление и обустройство торговых точек", - говорит Глеб Козлов, член правления "Руспродсоюза". Если обычные розничные сети стараются узнать как можно больше о своем клиенте и на основе этого предложить товар, то жесткий дискаунтер не следит за своими клиентами. Кроме того, дискаунтер требует от своих поставщиков самим доставлять товар в торговые точки, в то время как остальные ретейлеры вынуждены строить свой распределительный центр и развивать логистику.
По данным аналитиков NTech, в дискаунтере, в отличие обычного магазина у дома, не более 40 SKU (товарная позиция) в одной популярной категории (например, мясо и молоко). Современный покупатель пресыщен разными форматами упаковок и производителей. "Есть категория людей, которая приходит в дискаунтер, чтобы отдохнуть от информационного шума. Для примера: сметану такой покупатель будет выбирать по объему между 200 г и 500 г и жирность 15% или 25%, не мучаясь выбором между разными производителями и упаковками", - объясняют аналитики NTech.
Это подтверждает и ошибочность мнения о том, что покупатели дискаунтеров - исключительно люди с низкими доходами. Тот же "Светофор" открывается в промзонах и территориально удаленных от центра местах, добраться туда без личного транспорта зачастую невозможно. Хотя сейчас этот дискаунтер все-таки старается учитывать транспортную доступность, так как его целевая аудитория часто не имеет собственного транспорта и пользуется общественным. Изначальная концепция дискаунтера "Светофор" заключалась в том, что его целевая аудитория - это 3-6% населения страны, которые живут на грани бедности. Именно 6% населения сейчас покупают в нем продукты.
Дискаунтеров на рынке становится все больше. Х5 Retail Group развивает магазин "Чижик", а "Окей" - "Да!". Конечно, главная причина роста интереса к дискаунтерам - снижение доходов населения. "Начало роста дискаунтеров совпадает с началом предыдущего экономического кризиса в 2014 году и введением продовольственного эмбарго. С каждым следующим кризисом формат расширяет потребительскую аудиторию, так как позволяет предложить дешевые товары для большой группы покупателей, при этом дистанцироваться от основной торговой марки, в случае существующих торговых сетей", - говорит Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса ИТ-компании КРОК в ретейле и FMCG.
"Поездка в гипермаркет перестала восприниматься как развлечение, если сравнивать с восприятием в то время, когда гипермаркеты только начали появляться", - уверен Алексей Шеховцов, директор в практике розничной торговли и производства потребительских товаров PwC в России.
Если до 2020 года можно было сказать, что у гипермаркетов еще есть время на то, чтобы адаптироваться и изменить свою модель работы, то коронакризис окончательно подтолкнул покупателя к альтернативным форматам, считает Глеб Козлов: "За последние годы окончательно исчезла ценовая разница между гипермаркетами и магазинами у дома. Еще лет 5-7 назад покупателю было выгодно раз в неделю поехать в гипермаркет, чтобы купить больше продуктов, но дешевле. Но традиционный ретейл за счет продуманной ассортиментной стратегии и эффективной работы с поставщиками нивелировал эту разницу в ценах".