Оборот нелегальной онлайн-торговли алкоголем в Сети в 2021 году составил 2,75 млрд рублей. Это на 266 млн рублей больше, чем за 2020 год, рассказали "РГ" в Group-IB.
При этом главным "алкогольным" мессенджером стал Telegram - количество "профильных" каналов, предлагающих покупку и доставку алкогольной продукции, за год выросло в 2,5 раза. На помощь нелегальным продавцам горячительных напитков в предновогоднюю пору пришли "алко-боты".
Аналитики отмечают, что в 2017 году рынок нелегальной онлайн-торговли алкоголем достигал 1,7 млрд рублей, в 2018 году уже 2,1 млрд руб, в 2019 и 2020 годах остановился на отметке 2,5 млрд рублей. В 2021 году теневой рынок вновь пошел в рост - причиной стали как подросшие цены на алкоголь на 2,46%, так и популярность в период пандемии дистанционных онлайн-покупок. Так, в уходящем году количество запросов в поисковике Яндекс "купить алкоголь с доставкой" с января по ноябрь составило превысило 108 000 - по сравнению с предыдущим годом рост почти в 2 раза.
Несмотря на то, что в России доставка алкогольной продукции официально запрещена, эксперты обнаружили в интернете в 2021 году около 3 000 онлайн-площадок для реализации горячительного, в том числе контрабандного и произведенного и поступившего в продажу без уплаты налогов.
За последние четыре года из-за масштабных блокировок со стороны компаний, обеспечивающих защиту брендов в Сети и Роскомнадзора количество подпольных сайтов-алкомаркетов снизилось в два раза: если в 2018 году их было около 4 000, в 2019 уже 2 500 ресурсов, в 2020 и 2021 - 2 000 сайтов.