Череда кровавых войн России с ханами Коканда началась в 1850 году. После ряда поражений среднеазиатские феодалы согласились признать зависимость от Санкт-Петербурга, но, не желая отказывать от торговли рабами и наркотиками, исподтишка нападали на русские поселения, разрушали железные дороги и почтовые станции.
В июле 1875 году предводители киргизо-кыпчакских племен Абдурахман, Пулат-бек и Наср-Эддин подняли очередной мятеж и объявили священную войну - газават. Восстания кочевников вспыхнули в Тюря-кургане и в Намангане. Захваченные в плен русские чиновники и солдаты предавались мучительной казни.
На подавление мятежа был выдвинут отряд под командованием будущего героя Шипки и Плевны генерал-майора Михаила Скобелева. Под его командованием находилось три пехотных батальона, пять сотен казаков, 12 орудий и ракетная батарея. Всего 2800 человек.
Небольшой по численности, но хорошо вооруженный и подготовленный отряд гонялся по степям за многотысячными ополчениями и бандами кокандцев. Через полвека тактику Скобелева возьмут на вооружение красные командиры, которые в этих же местах будут уничтожать банды басмачей.
Развязка наступила 12 января 1876 года при Балыкчанских завалах. Вот как описывает эти события участник похода, известный баталист Василий Верещагин.
"Во время этой кампании Скобелев повторил маневр, прославивший многих кавалеристов, включая израильтянина Гедеона и великого могола Индии Акбара: известясь о том, что поблизости расположилось большое скопище кокандской конницы, рассчитывавшей ударить на нас врасплох, он с отборною сотнею оренбургских казаков под начальством лихого офицера Машина подкрался ночью к неприятельскому стану и без факелов и криков: "Меч Бога и Кауфмана!", с одним "Ура!" так налетел на крепко спавших неприятелей, что они в панике, давя и убивая друг друга, разбежались во все стороны, не проявив ни малейшего сопротивления. По словам Скобелева, на другой день было собрано на поле битвы 2000 чалм", - пишет художник.
Затем отряд Скобелева перешел на левый берег Кара-Дарьи, двинулся к Андижану и после четырехдневной осады штурмом взял город. Абдуррахман сбежал, но через десять дней был настигнут Скобелевым и снова разбит. Вскоре предводитель восстания кочевников и город Коканд сдались на милость "белого генерала".
Судьба предводителей восстания сложилась по-разному. Хан Наср-Эддин окончил свои дни в Ташкенте в 1877 году. Абдурахмана выслали в Екатеринославль, где он получал от царского правительства пенсию в 3000 рублей и умер в 1884 году. Пулат-бека судили за зверские убийства пленных русских солдат и повесили. 2 марта 1876 года Кокандское ханство было упразднено.