Аббревиатура TIR расшифровывается как Transports International Routiers (в переводе с французского на русский "Международные дорожные перевозки", сокращенно - МДП).
Табличка, наклейка или надпись TIR в тыльной части фур соответственно означает, что груз перевозится согласно Таможенной конвенции о международных перевозках. Такая структура была создана в Женеве в 1975 году, а ее главной целью стало упрощение процедуры оформления грузов при пересечении грузовым транспортом таможенных границ.
Иными словами, если на фуре имеется обозначение TIR, это значит, что транспортное средство входит в систему международной перевозки грузов и соответственно пользуются упрощенным таможенным режимом. Система работает следующим образом. Перевозчики получают документы строгого учета - так называемые книжки МДП (в Европе и США этот документ называют Carnet TIR), которые распространяет Международный союз автомобильного транспорта. Такие документы позволяют отследить маршрут движения транспортного средства в том числе и с помощью электронной системы SafeTIR.
Таможня в стране загрузки пломбирует грузовой отсек фуры и оформляет книжку TIR/МДП, которая позволяет пересекать границы и передвигаться по странам без уплаты пошлин. Их тем не менее их все равно придется уплатить. Однако эта забота не водителя грузовика с наклейкой TIR, а сотрудников компании-перевозчика. Распломбировка между тем происходит на таможне в стране назначения. Такая схема серьезно сокращает простои фур на границах.
Те, кто считает, что грузовой транспорт с обозначениями TIR не досматривают таможенные службы, ошибаются. Таможенные формальности, в том числе проверка груза, проводятся обязательно. Тем не менее, TIR-перевозки проходят таможню по упрощенной схеме. Скажем, на промежуточных границах груз не проходит полную проверку, а на основных пограничных пунктах досматривается по ускоренной схеме.
Согласно Таможенной конвенции о международных перевозках, грузы должны перевозиться в безопасных транспортных средствах или контейнерах. Это означает прежде всего то, что прицепы и контейнеры должны быть сконструированных таким образом, чтобы исключить возможность доступа к содержимому запломбированной части транспортного средства. Сейчас система TIR/МДП действует в 57 государствах, в том числе России и странах СНГ.