В "объявлении" о смерти Гоголя в полицейскую часть было сказано, что "наличных денег, сохранной казны билетов, долговых документов, золотых, серебряных, бриллиантовых и прочих драгоценных вещей, кроме незначительного носильного платья, ничего не осталось". Опись имущества Гоголя показала, что после него осталось личных вещей на сумму 43 рубля 88 копеек. И это было все материальное наследство самого знаменитого и самого читаемого в России писателя первой половины XIX века. Если не считать еще 2000 рублей, перед смертью переданных им на благотворительные нужды студентов Московского университета.
Так что завидовать писателям не стоит. Когда другой классик - Лев Толстой - "ушел" из Ясной Поляны, в его кошельке было чуть больше пятидесяти рублей, и это тоже было все его "имущество".
История с сожжением Гоголем второго тома "Мертвых душ" до сих пор вызывает споры. По одной версии (самой обидной!) он сделал это случайно, уничтожая ненужные бумаги и черновики. По другой - он сжег рукопись в состоянии депрессии, вызванной смертью сестры его друга поэта Н.М. Языкова. Смерть Екатерины Михайловны, которая была замужем за философом А.С. Хомяковым, настолько поразила впечатлительного Гоголя, что им овладел страх смерти, он бросил литературное творчество и весь ушел в религию.
В январе-феврале 1852 года в доме Толстого на Никитском бульваре гостил ржевский протоиерей отец Матфей - религиозный ригорист, считавший литературное творчество делом бесовским. "Отрекись от Пушкина!" - будто бы говорил он Гоголю, а прочитав черновик второго тома "Мертвых душ", строго осудил его. И это, возможно, оказалось причиной его уничтожения писателем.
Версия, надо сказать, тоже обидная, потому что она служит лишним аргументом для тех, кто считает несовместимыми религию и литературное творчество.
И наконец, третья версия, которая мне лично представляется и самой верной, и самой интересной. Гоголь сжег второй том "Мертвых душ" потому, что, как писатель с невероятно высокой требовательностью к своему творчеству, он был этим творчеством в конце жизни не доволен. Тот замысел, который он собирался воплотить не в двух, а в трех томах "Мертвых душ", был непосилен для его создателя, потому что Гоголь этими тремя книгами хотел ни много ни мало спасти и образумить все человечество.
Опасность заключалась уже в самом жанре, который Гоголь избрал для этого произведения. Не роман, а поэма. Но почему поэма? Помню, что еще в школе, выслушивая объяснения учителя, почему Гоголь свой роман назвал поэмой, я чувствовал: здесь что-то не то, что-то здесь не сходится.
Ну какая это "поэма" - помилуйте! То, что в этом романе есть великие лирические отступления вроде знаменитого "Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ!" - отнюдь не делает этот роман поэмой, хотя и говорит о том, что Гоголь был гениален во всем, даже в таких риторических пассажах. В этой фразе есть великая энергия даже помимо ее смысла, которого я, честно сказать, вовсе не понимаю, как и в другой фразе, из "Вечеров на хуторе близ Диканьки": "Редкая птица долетит до середины Днепра!" Кто видел Днепр, поймет бессмысленность этого восклицания, а вот, поди ж ты, стало поговоркой.
"Мертвые души" - это, конечно, никакая не поэма. Это великий роман о великом мошеннике Павле Ивановиче Чичикове и тех, кого он хотел одурачить, но в результате сам стал жертвой пословицы "На всякого мудреца довольно простоты", потому что весь его мошеннический замысел был расстроен самым вроде бы глупым из персонажей романа - помещицей Коробочкой, решившей, что с продажей "мертвых душ" она продешевила, и отправившейся в город узнать о реальных ценах на трупы.
"Мертвые души" не нуждались в продолжении, тут я вполне согласен с Владимиром Набоковым, написавшим о Гоголе одну из лучших своих книг - "Николай Гоголь". В конце романа Чичиков бежит из города, опасаясь ареста. Он исчезает, растворяется в пространстве. Его идея была слишком крута для его времени.
Известно, что замысел "Мертвых душ" подарил Гоголю Пушкин. Во время кишиневской ссылки Пушкин узнал любопытный факт: в городе Бендеры за несколько лет не было зафиксировано ни одного смертного случая. Как если бы в этом захолустье изобрели эликсир абсолютного здоровья и долголетия. Оказалось, что имена умерших присваивали беглым крестьянам из средней полосы России, чтобы их узаконить. Из этой истории Гоголь сочинил сюжет своего романа, где Павел Чичиков скупает списками "души" (имена) умерших крестьян, чтобы потом переселить этих несуществующих людей в реальные имения, а потом заложить эти имения в государственную казну.
Павел Чичиков слишком рано родился. Его век - нынешний, двадцать первый. Век криптовалют и всевозможных виртуальных операций, помешать которым не смогут никакие наивные Коробочки, то есть мы с вами, потому что они существуют за пределами нашего понимания. Когда что-то рождается из ничего.
Чичиков бежал не из губернского города. Он бежал из прошлого в будущее. В наше с вами будущее.