Исследование охватило 197 городов с численностью населения более 100 тысяч человек. Под креативными индустриями в нем понимались те виды деятельности, где доля креативных специалистов превышает 30 процентов. При этом учитывались данные как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.
Как и следовало ожидать, 80 процентов работников креативных индустрий обитает в больших городах. Каждый третий занят именно в столице, почти каждый 10-й - в Санкт-Петербурге. В столице в креативной сфере трудятся 505 человек на 10 тысяч занятых. В других городах из топ-20 - примерно 200-300. Любопытно, что в число лидеров вошло всего семь из 16 российских миллионников.
В столице основную занятость творческим сотрудникам дают телевидение и радио, звукозапись и кино, образование, реклама и пиар. В других мегаполисах до четверти таких специалистов занято в сфере архитектуры. В городах с населением от 100 до 250 тысяч человек основные креативные индустрии - промыслы и ремесла. В более крупных (до полумиллиона жителей) - ювелирное и музейное дело. В региональных центрах важную роль играют IT и производство видеоигр.
Креативные профили городов сложились исторически. К примеру, ювелирное искусство в Костроме начало развиваться до революции, а в Смоленске - в советский период. "В Ярославле специализация на информационных технологиях связана с базированием в городе компании "Тензор" - крупного отраслевого игрока, многолетнего лидера в сфере электронного документооборота. А в Тобольске - с развитием нефтяной отрасли (здесь расположено ООО "СИБУР Диджитал" - поставщик решений для цифровизации нефтянки)", - отмечается в исследовании ВШЭ.
Эксперты подчеркивают, что далеко не все, что относят к креативным индустриям, может служить драйвером экономики. Виды деятельности, тесно связанные с культурой (издательское и музейное дело, библиотеки и ремесленные мастерские, центры художественного творчества, кино и анимация), имеют хотя и крайне важный - но локальный эффект. Их сложно, а в некоторых случаях - невозможно превратить в настоящий бизнес. Однако они создают среду, без которой городские бизнес-индустрии не разовьются.
Евгений Куценко, директор центра "Российская кластерная обсерватория" Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ:
- Тщательная оценка региональных специализаций, анализ уникальных конкурентных преимуществ и траекторий развития территорий помогает существенно повысить эффективность мер региональной политики. Например, позволяет перейти от конкуренции за счет льгот и субсидий к ставке на уникальные ценностные предложения, прицельный поиск инвесторов в имеющиеся или связанные отрасли специализации, активное межрегиональное и международное сотрудничество. В России система мер поддержки креативных индустрий только формируется, и важно с самого начала избежать дублирования проектов и профильных инфраструктур, фрагментации дефицитного ресурса развития, снизить риски увлечения проектами с нуля.