02.03.2022 15:27
В мире

Как работают новые инструменты интеграции

Текст:  Владимир Яковлев (sob@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №8 (1020)
Планируется, что уже в 2024 году Беларусь и Россия будут действовать в рамках единого экономического пространства. Таков один из ожидаемых результатов укрепления интеграции на основе 28 союзных программ, одобренных президентами двух стран. Однако уже сегодня белорусские и российские производственники выстраивают общую промышленную политику. И как показывает практика, достаточно успешно.
/ Роман Щербенков
Читать на сайте RG.RU

Минский тракторный завод за прошлый год увеличил экспорт почти на четверть и продал за рубеж более 36 тысяч тракторов и машин. Из них 13,5 тысячи получили аграрии и другие заказчики из России - традиционно крупнейшего покупателя продукции МТЗ. В частности, хозяйства Самарской области заинтересовались тракторами BELARUS-2103 на гусеничном ходу. Их использование позволяет решить основную проблему региона - переуплотнение почвы.

Президенты России и Беларуси обсудили самые острые темы

Гусеничный трактор снижает нагрузку на плодородный слой, что способствует увеличению урожайности. Кроме того, появляется возможность пораньше начать весенние полевые работы, а это также способствует прибавке урожая. Пахотный клин в области насчитывает 3,3 миллиона га, для его обработки необходимо около трех тысяч гусеничных машин. По мнению руководителей сельхозорганизаций региона, недавно посетивших МТЗ, завод может стать перспективным поставщиком такой техники. А значит, общая цифра продажи белорусских тракторов в России в перспективе еще более возрастет.

Поставкам способствуют все большая открытость рынка союзной страны для белорусской техники. Она на равных условиях с российской реализуется потребителям при финансовой поддержке АО "Росагролизинг". В рамках сотрудничества с этой структурой Минский тракторный завод за два года в десять раз увеличил поставки техники в российские регионы. "Если в 2019 году мы поставили российским заказчикам всего 56 единиц техники МТЗ, то в 2021-м - 557 единиц, - отметил явный прогресс генеральный директор АО "Росагролизинг" Павел Косов. - А начиная с 2002 года российским аграриям поставлено свыше трех тысяч единиц техники Минского тракторного завода. По общему объему МТЗ занимает второе место в рейтинге наших поставщиков".

При этом генеральный директор ОАО "Минский тракторный завод" Виталий Вовк уверен, что и это не предел. "Мы готовы предложить российским партнерам новую линейку тракторов с улучшенными потребительскими свойствами", - заверил он. Эта техника привлекательна и тем, что оснащена высокоэффективным двигателем, собранным в России, - такова еще одна грань промышленной кооперации. Ярким примером ее является и совместное предприятие по производству минских тракторов в Елабуге. Виталий Вовк выразил заинтересованность в инвестициях "Росагролизинга" в укрепление материально-технической базы ООО "Торгово-производственная компания МТЗ-Татарстан". Выгода будет взаимная.

Подобное сотрудничество позволяет Беларуси успешно парировать санкции Запада. В том числе потому, что российская сторона открыла для союзника свой огромный рынок, оказывает многоплановую поддержку в различных сферах, подчеркивают в МИД. Об этом же говорят цифры: в 2021 году Россия являлась основным торговым партнером Беларуси, на ее долю пришлось 49 процентов стоимостного объема внешней торговли товарами, 41,1 процента экспорта (прирост почти 25 процентов), 56,6 процента импорта.

Как работают союзные программы

- Сторонами продолжена работа по снятию барьеров и ограничений во взаимной торговле, обеспечению равных условий хозяйствования, решению актуальных вопросов взаимодействия в энергетической сфере, наращиванию промышленной кооперации, - подчеркнули в МИД. - В ходе заседаний группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства приняты решения по важнейшим вопросам двустороннего сотрудничества.

Это подтверждают и результаты работы на российском рынке Минского автозавода. Продажи его грузовиков в 2021 году выросли до 5410 единиц - на 44,5 процента. Что касается городских автобусов, то МАЗ на равных участвует в тендерах, проводимых муниципалитетами российских городов, и получает масштабные заказы. Типичный пример - сотрудничество с Санкт-Петербургом. Его значимость подчеркнул губернатор города Александр Беглов, посещая недавно Минский автозавод:

- У нас уже заключен ряд контрактов. В соответствии с ними в Санкт-Петербург поставят определенное количество автобусов на газомоторном топливе. Если все будет удачно с обкаткой опытного образца минского электробуса, который теперь эксплуатируется в Санкт-Петербурге, то и по этой технике мы продолжим плодотворные отношения.

Российская сторона открыла для Беларуси свой огромный рынок, оказывает многоплановую поддержку в различных сферах

МАЗ изготавливает для города на Неве 896 автобусов средней и большой пассажировместимости на газомоторном топливе, уже отправлено более 300 машин. Пользуются спросом и троллейбусы минского ОАО "Белкоммунмаш". Наглядным примером взаимной выгодности промышленной кооперации стало и совместное российско-белорусское предприятие "МЛМ Невский Лифт", выпускающее лифты. Они широко используются при капитальном ремонте многоквартирных домов. За семь лет произведено и установлено 7700 подъемников белорусской разработки, которые востребованы и в других российских регионах. Потому белорусские инвесторы рассматривают особую экономическую зону "Алга" в Башкирии для размещения производства лифтов.

Кстати

В первом квартале этого года белорусская промышленность увеличила производство на 7,2 процента по сравнению с январем 2021-го.

Беларусь