Молот Ольги
Ольга Локтионова из Владивостока - кузнец, точнее, кузнец-ювелир. В основном из-под ее молота выходят серьги, браслеты, кулоны… На изготовление одной коллекции, состоящей из десятка украшений, требуется около недели. Основные заказчики живут в родном городе, но сарафанное радио и соцсети работают - сейчас к Ольге все чаще обращаются жители других регионов Дальнего Востока и запада России.
Девушка рассказывает, что получила два образования - искусствоведа и мастера декоративно-прикладного творчества, и оба они очень помогают ее нынешней работе. Чего поначалу не хватало, так это технических знаний, в основном в сфере металлообработки.
Свои украшения она создает из нержавеющей стали и бронзы по мотивам тех, которые носили сотни лет назад. Их фишка в художественных акцентах, за счет чего аксессуары выглядят очень современно и стильно.
Первые изделия Ольга выковала несколько лет назад. Девушка увлекается исторической реконструкцией эпохи раннего средневековья, и как-то ей понадобились наконечники для стрел. И процесс, и результат так понравились, что решила продолжать.
Как ни странно, за эти годы у кузнеца не появились мощные бицепсы и широченные плечи.
- На самом деле молот не сильно тяжелый, и для моей работы важна не столько мускульная сила, сколько техника, - смеется над стереотипами мастер, добавляя, что кузнец-ювелир приобретает нечто другое - крепкие нервы. - Все девушки, которые бывали у меня на мастер-классах, говорили, что это занятие отлично успокаивает.
По словам Ольги, коллеги-мужчины не смотрят на нее косо, более того - всегда готовы помочь, поделиться знаниями.
- В древности кузнецы часто подразделялись на мастеров-оружейников, которые делали мечи и доспехи, и кузнецов-ювелиров - у них уже тогда и заготовки были поменьше, и силы им нужно было не столько. Но скорее всего, это были мужчины. В то же время в Европе ткачами когда-то работали исключительно мужчины, а сейчас это чисто женская профессия. Технический прогресс меняет мир, и женщина может найти себя почти в любом деле, - уверена Ольга Локтионова.
От Чебурашки до Bombardier
На счету первой в Якутии женщины-командира воздушного судна Анны Лозовской - 4500 часов в воздухе. За 13 лет она повидала всю республику - выполняла пассажирские и санитарные рейсы в отдаленные районы. Самолет L-410, на котором начинала, называют Чебурашкой. Анна сравнивает его с доброй собакой - фонари внизу, как улыбка, и черный нос.
Первый самостоятельный полет командира Лозовской прошел 25 июля 2014 года. Как вспоминает сама Анна, это была чистая эйфория - после пяти лет работы вторым пилотом не волновалась совершенно. Но все-таки решила зайти в самолет пораньше и из кабины не показываться - чтобы не создавать ажиотаж в салоне.
В дальнейшем сталкиваться с пассажирами лицом к лицу приходилось постоянно. В маленьком L-410 бортпроводников нет, командир воздушного судна руководит загрузкой багажа, чтобы соблюсти центровку. По словам Анны, пару раз слышала, как за спиной шептались, но с негативом не сталкивалась. Наоборот: от женщин всегда чувствовала поддержку, а пожилые люди часто обнимали, как дочку.
В 2016-м Лозовская пересела на Bombardier Dash 8-Q300. За штурвал нового самолета сразу не пускают: сначала обучение, экзамены, отработка маневров на тренажере и с инструктором, а потом 2,5 года работы вторым пилотом.
В Калужском авиационном летно-техническом училище якутянка была единственной девушкой. Большинство преподавателей относились хорошо и учебе не препятствовали. Некоторые, правда, говорили, что это ненадолго: родишь, уйдешь в декрет - и прощай, небо. Однако двое сыновей карьерных планов Лозовской не нарушили.
- Женщин в небе становится больше, и это нормально, времена меняются, - уверена Анна. - Сейчас в Сасовском летном училище есть группа, где 11 девушек и десять парней. Если хочешь летать, главное - здоровье, а не пол. На медкомиссии все абитуриенты проходят психологический отбор, по результатам которого комиссия принимает решение о допуске, и перед ним все равны. Быть единственной девушкой в коллективе приятно, особенно 8 марта - все внимание только тебе. Но это лишь один день в году. В остальном никаких поблажек, все наравне - это же работа.
Девушка и морж
Морж Миша - обожаемая публикой звезда Приморского океанариума. Он умеет качать пресс, играть на дудке, свистеть и "петь", а прощаясь со зрителями, посылает им воздушные поцелуи. Тренерами Миши всегда были мужчины, но несколько месяцев назад к зрителям вместе с животным стала выходить девушка.
Дарья Казак, по информации океанариума, единственная в России женщина - тренер моржа. Сама Даша смеется: "Никогда об этом не задумывалась. Работа и работа".
- Да почему бы и нет? - говорит ее коллега Антон Орлов, другой специалист, который давно работает с моржом. - Даша у нас смельчак! Я был совершенно не против, чтобы она стала тренером Миши.
С Антоном сложно не согласиться - по сравнению с огромным моржом, чей вес превышает тонну, Даша выглядит очень хрупкой. А когда обнимает животное, за нее становится откровенно страшно.
Сама же она уверяет, что не боится.
- С Мишей мы знакомы давно, с того самого момента, как он примерно в полтора-два года приехал к нам в дельфинарий. Так что я могу понять, в каком он настроении, предугадать реакции, но помню, что это потенциально опасное животное, - говорит девушка.
На тренеров морских млекопитающих и ластоногих специально нигде не учат. Но собеседница "РГ" считает, что все-таки желательно иметь образование, связанное с биологией. Сама Дарья - дипломированный эколог.
- У меня всегда было желание работать с животными. Когда училась на последнем курсе вуза, узнала о строительстве Приморского океанариума, поинтересовалась условиями и устроилась на работу. Сначала меня взяли помощником тренера, затем назначили тренером. С моржом или с морскими котиками можно общаться голосом, они улавливают твою интонацию и по ней - настроение. У них активная мимика, по которой понимаешь их настроение, - объясняет тренер.
По мнению Даши, Миша по своему ментальному развитию примерно восьмилетний мальчишка, который многое понимает, но иногда капризничает и хитрит. У самой Дарьи есть двухлетний ребенок, но, как она шутит, с Мишей ей справляться легче.