08.03.2022 19:57
Культура

Крок: Мы занимаемся искусством, а не политикой, и нам нечего бояться

Кирилл Крок: Мы занимаемся искусством, а не политикой, и нам нечего бояться
Текст:  Наталья Лебедева
Российская газета - Федеральный выпуск: №49 (8697)
Новости об отмене зарубежных выступлений и гастролей российских артистов сыплются одна за одной, не вызывая уже ни удивления, ни недоумения, лишь горечь и разочарование. Вахтанговский театр вынужден был отменить гастроли в Латвии и Эстонии, запланированные на весну и осень 2022 года. И вдруг лучик надежды - театр все-таки поедет в апреле в Израиль, где покажет ставший как никогда актуальным спектакль "Война и мир". О том, как театр готовится к этой поездке и почему культуру не получится отменить, "РГ" рассказал директор Вахтанговского театра Кирилл Крок.
/ Александра Торгушникова
Читать на сайте RG.RU

Гастроли Вахтанговского театра в Израиле - это очень хорошая новость. Но все понимают, что организовать теперь это будет сложнее. Готовы к трудностям?

Кирилл Крок: Сегодня, когда в мире от театров требуют не искусства, не таланта, а четкую политическую позицию с осуждением своей страны, все становится непросто. Если вы этого не сделаете, перед вами закрывают все двери. В Риге и Таллине именно с такой позиции подошли к нашим гастролям со спектаклями "Наш класс" по пьесе, подчеркиваю, польского драматурга Тадеуша Слободзянека и "Люся. Признание в любви" о звезде сцены и советского кино Людмиле Марковне Гурченко. Это музыкальный спектакль, дарящий радость, с Нонной Гришаевой в главной роли. Так вот культурные власти этих двух стран заявили, что они будут принимать у себя только те театральные коллективы и тех артистов, которые публично осудили Россию и выразили презрение своему президенту. Что же, пускай это будет делом их совести.

Михаил Швыдкой: Культурная жизнь России окажется сосредоточена на себе самой

В Израиле выбрали другой путь?

Кирилл Крок: Пока я говорю об этом с осторожностью, чтобы не сглазить. В Тель-Авиве продаются билеты на два показа спектакля "Война и мир". Декорации, костюмы и необходимый реквизит были отправлены еще до начала специальной военной операции на Украине. Я разговаривал с организатором наших гастролей - Международным фестивалем искусств Mart, и они пока ничего отменять не собираются. Говорят, что никакого давления на них нет, что они остаются вне политики и занимаются культурой и искусством. Так что один из самых актуальных спектаклей, который родился на российской сцене, "Война и мир", надеюсь, все же поедет в Израиль.

Многие россияне за рубежом столкнулись с проявлениями ненависти. Не боитесь?

Кирилл Крок: Даже не знаю что сказать... Но у нашего театра есть такой опыт. В 2014 году, когда Крым стал частью России, мы поехали в Америку, где играли спектакль "Улыбнись нам, Господи". Тогда тоже украинские националисты стояли с флагами у входа в театр и в Нью-Йорке, и в Торонто, и в Бостоне и кричали: "Ганьба! Позор!" Позор кому? Мы приехали показать спектакль, показать искусство. Причем здесь позор? Мы занимаемся театром, а не политикой, поэтому мы не боимся. Театр Вахтангова ничего плохого никому не сделал. Наша цель не заниматься пропагандой, в чем некоторые нас пытаются обвинить, а говорить о вечном. Когда нас называют пропагандистами - это смешно.

В такие непростые времена особенно важно сохранить то, что людей объединяет. Страшно подумать, до чего можно дойти, если вдруг начнем взаимно запрещать Достоевского или Шекспира?

Пойдя на поводу у США, Европа окончательно утрачивает свой суверенитет

Кирилл Крок: Это дикость. Что же нам теперь, в отместку не играть Шекспира или Мольера? Мы все-таки не такие сумасшедшие люди. Как играли пьесу современного польского драматурга Тадеуша Слободзянека "Наш класс", так и будем играть. Хотя в нынешних обстоятельствах театру все же отводится особая роль. Вот мы играем спектакль "Война и мир". Обычно первая сцена, когда салон Анны Павловны Шерер в Петербурге обсуждает светские новости и политику Наполеона, воспринималась зрителями спокойно. Но на последнем показе на словах: "Кто поможет России?" - зал взорвался аплодисментами. Никогда такого раньше не было. Такого единения с залом, таких эмоций, таких просветленных лиц, глаз, наполненных слезами, я давно не встречал в театре в Москве.

Сейчас, как мне кажется, люди ходят в театр, чтобы немного отрешиться от того жуткого информационного фона, огромного количества фейков, информационных войн, ведущихся против нашей страны. Люди приходят на спектакль, чтобы спастись и обрести веру в себя, в собственные силы.

Театр