Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев отмечает, что нефтяные компании нарастили производство топлива и сократили экспорт на фоне санкций против российских банков. Кроме того, белорусские производители начали поставлять бензин на российский рынок вместо Украины и Прибалтики.
Еще большее снижение цен - сразу на пару рублей - зафиксировано в Иркутской области. В Приморском крае ценники обновили пока только владельцы тех АЗС, которые принадлежат независимым сетям, покупающим бензин на бирже через трейдеров или напрямую. У крупных компаний "ННК Приморнефтепродукт" и "Роснефть" цены не слишком изменились, а кое-где даже повысились.
По словам вице-президента Приморского топливного союза Юрия Чубко, на снижение цен повлияло не только увеличение предложения на рынке. Свой вклад внесло и субсидирование железнодорожного тарифа на перевозку топлива на Дальний Восток, которое действует с начала февраля. Льгота распространяется на бензин АИ-92, АИ-95, дизтопливо, а также авиакеросин.
Особняком стоят некоторые южные регионы и Поволжье - там тарифы пока остаются прежними. Так, в Оренбургской области ситуация с ценами, которые в первые месяцы года постоянно росли, лишь стабилизировалась. Цена АИ-92 на местных автозаправках колеблется от 46,5 до 47,5 рубля за литр, АИ-95 - 50-52 рубля. Литр дизтоплива обойдется в 53,5-54,6 рубля.
О предпосылках снижения цен на АЗС ранее заявил и глава ФАС Максим Шаскольский, выступая в Госдуме. "В настоящее время оптовые цены на топливо снижаются, логистика не менялась, объемы достаточны. Есть предпосылки для снижения и розничных цен", - отметил он, добавив, что ведомство держит под контролем ситуацию на топливном рынке в стране.
По словам Шаскольского, сейчас в России сформированы достаточные запасы бензина и дизельного топлива. Так, по данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) на 7 марта, запасы бензина составляют более 1,9 млн тонн, а дизельного топлива - 3,3 млн тонн.
Вице-премьер Александр Новак также отмечал, что правительство уделяет большое внимание стабильности розничных цен на топливо в стране, чтобы они не росли вслед за ценами на мировых рынках. "Работает механизм демпфера, который позволяет нам демпфировать эти колебания и таким образом удерживать цены", - отметил чиновник.
По данным ЦДУ ТЭК на 11 марта, средняя розничная стоимость бензина АИ-92 и АИ-95 на АЗС за неделю снизилась на 1 копейку - до 47,77 и 51,45 рубля за литр соответственно. В свою очередь, цена летнего дизельного топлива осталась без изменения - 51,68 рубля за литр, а зимнее дизтопливо подорожало на 3 копейки - до 54,41 рубля за литр.
В пресс-службе ФАС "Российской газете" рассказали, что в стране действует целый ряд мер, которые призваны сдержать рост цен на топливо. Так, в каждом регионе при территориальных управлениях ведомства созданы оперативные штабы, заседания которых проводятся еженедельно. "Первоочередной задачей является усиление контроля в регионах за деятельностью участников рынка нефтепродуктов и принятия мер реагирования в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства", - пояснили в пресс-службе ведомства.
Особое внимание ФАС уделяет ценам на бензин АИ-92 и АИ-95, дизельное топливо и сжиженные углеводородные газы. Результаты уже есть - в конце января были возбуждены первые дела, тогда претензии антимонопольного ведомства коснулись дочерних компаний ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти", работающих в Нижегородской области. В феврале аналогичное дело было возбуждено против "дочки" ЛУКОЙЛа - ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт", которую подозревают в завышении цен на бензин в Пермском крае.
Кроме того, дело возбуждено и в отношении другого крупного производителя - ПАО "Сургутнефтегаз". После анализа оптового рынка автомобильных бензинов ФАС пришла к выводу, что компания занимает доминирующее положение в ряде регионов, речь идет о Санкт-Петербурге, Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. "Также служба выявила признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в уклонении от заключения договоров с участниками рынка нефтепродуктов на поставки автомобильных бензинов", - отметили в ФАС.
В антимонопольной службе посчитали, что эти действия могли создать "дисбаланс спроса и предложения на внутреннем рынке нефтепродуктов и оказать негативное влияние на стоимость топлива в биржевом и внебиржевом сегментах".
Подать жалобу на завышение цен на тот или иной товар или услугу (не только по ценам на бензин) могут и сами россияне. Для этого в регионах работают "горячие линии", контакты которых размещены на официальных сайтах территориальных органов ФАС России.
Кроме того, ведомство модернизовало существующую "горячую линию" на сайте центрального аппарата. "Теперь граждане с ее помощью могут сообщить о росте цен не только на продукты, но и на непроизводственные товары и услуги (лекарства, стройматериалы, бытовую технику, электронику, услуги связи и интернет и другие)", - отметили в ФАС.