О приостановке работы на российском рынке за последние недели заявили Chanel, Crocs, Estee Lauder, H&M, Hugo Boss, IKEA, Mothercare, Puma, Uniqlo и ряд других известных брендов. По данным CBRE, магазины и рестораны, объявившие о приостановке бизнеса, составляют около 15% арендаторов в торговых центрах и занимают от 10 до 40% площадей. Что происходит в российских торговых центрах сейчас: есть ли очереди в магазинах, окончательно ли разорваны договоры аренды, какие новые бренды могут появиться вместо ушедших, в интервью "РГ" рассказал президент Российского совета торговых центров (РСТЦ) Дмитрий Москаленко.
Есть ли сейчас в торговых центрах ажиотаж, связанный с предстоящим закрытием магазинов зарубежных брендов?
Дмитрий Москаленко: Мы такого не видим. Есть точечные моменты. Например, были очереди в сеть магазинов женского белья, которая объявила о закрытии. Но, возможно, это связано с тем, что мужчины к 8 марта вручили женщинам подарочные карты, и девушки пошли их отоваривать. Есть локальные случаи закупки продуктов, но пока отсутствия каких-то групп товаров не ощущается.
За досрочный разрыв договоров аренды зарубежным магазинам грозят штрафы?
Дмитрий Москаленко: Пока официальные заявления сетей, которые объявили, что закрывают деятельность в РФ, в основном ограничиваются письмами о приостановке коммерческой деятельности - кто-то "по техническим причинам", кто-то по решению руководства компании. Новых формулировок мы не видим.
Владельцы ТЦ выходят на переговоры, чтобы понимать, как эту ситуацию урегулировать - будут ли арендаторы продолжать работу, в каком формате, или же они расторгают договор, по каким причинам.
У больших магазинов, с площадями от 1,5 тысячи кв.м, в договорах есть общее правило - они должны заранее уведомить о расторжении договора. Это может быть период от 3 до 12 месяцев. На большие площади не так просто найти альтернативного арендатора, поэтому арендодатель купирует риски.
Если договор расторгается по инициативе арендатора, он должен оплатить определенный период аренды. Или договориться с арендодателем об отступных.
Временное закрытие магазина в ТЦ - тоже повод его оштрафовать?
Дмитрий Москаленко: Арендодатели фиксируют факты несанкционированной остановки коммерческой деятельности. Очень часто по договору аренды такая остановка может стать причиной расторжения договора. Но пока такие случаи мне неизвестны.
Ни одному арендодателю закрытый магазин в ТЦ не нужен. Часть покупателей, которая привыкла ходить в этот ТЦ, от него отворачивается, трафик падает.
Во время пандемии многие договоры были пересмотрены - арендаторы теперь платят не фиксированную плату, а процент от оборота. Получается, они ничего не теряют?
Дмитрий Москаленко: Очень много таких случаев. И сейчас владельцы ТЦ с этим сталкиваются. Если кто-то остановил коммерческую деятельность, то нет и процента от товарооборота. Сейчас этот момент прорабатывается, чтобы понять, как эту ситуацию регулировать - когда коммерческая деятельность приостановлена по причинам, не зависящим от арендодателя.
Арендатор в такой ситуации практически не платит за аренду. Но если иметь в виду, что он не продает товар, что он платит зарплаты сотрудникам, то он тоже несет убытки.
А реально ли взыскивать плату и штрафы с иностранных компаний, которые уходят из РФ?
Дмитрий Москаленко: Если это компания, которая имеет представительство в РФ, то, скорее, реально. Если представительства нет, то могут быть проблемы как у ТЦ, так и у самой компании, поскольку есть определенные сложности со SWIFT.
Каким ТЦ в нынешней ситуации легче?
Дмитрий Москаленко: Сейчас устойчивее те, где зарубежных марок представлено меньше. Но остается вопрос - как осуществляют логистику отечественные марки. У многих сейчас с этим вопросы, у многих логистические цепочки ранее шли через "недружественные страны". Сейчас надо переформатировать их и налаживать поставки, меньше задействуя морские перевозки, порты - по суше.
Эта ситуация не считается форс-мажором для арендаторов?
Дмитрий Москаленко: Пока никакого форс-мажора нет.
Владельцы торговых центров в панике или ситуация под контролем?
Дмитрий Москаленко: Паники нет. С момента, как появились первые торговые центры, мы пережили несколько непростых ситуаций и продолжали развиваться. Будем перестраиваться и в этот раз. Очевидно, что торговые центры точно выстоят. В каком формате - другой вопрос.
На планах по строительству новых ТЦ приостановка работы зарубежных брендов уже сказывается?
Дмитрий Москаленко: Пока прошло слишком мало времени, чтобы делать какие-то выводы. Владельцы и инвесторы еще не успели осознать произошедшее. Строили ли они свои объекты уже с учетом договоренностей с какими-то сетями или нет, в каждом случае по-разному. Но понятно, что планы по строительству с учетом новых реалий будут пересмотрены.
Есть ли уже претенденты на место ушедших брендов?
Дмитрий Москаленко: Говорить о том, что сейчас по щелчку пальцев на место H&M, Zara, Marks & Spencer, Mango и остальных известных брендов придет кто-то другой, преждевременно. Хотя есть несколько российских концепций, которые работают с отечественными дизайнерами. И с представителем одной из таких компаний мы уже прорабатываем такую идею. А кроме российского, есть очень много турецкого, индийского, китайского товара. Вопрос только в том, как быстро наши ретейлеры эту ситуацию схватят, как быстро отсмотрят бренды и привезут сюда.
А как вся эта ситуация сказывается на сегменте развлечений? Меньше магазинов работают - по идее меньше должно ходить в кинотеатры или боулинги?
Дмитрий Москаленко: В прошлые длинные выходные в Москве во многих развлекательных центрах при ТЦ был ажиотаж. Но в регионах ситуация складывается по-разному. Где-то только недавно отменили ограничения, связанные с ковидом. Около года предприятия, которые занимались сегментом развлечений, фактически находились на грани банкротства. И теперь им спешно надо восстанавливать работу своих предприятий. Возможно, и сыграет на руку тот факт, что часть магазинов закрыто. Чтобы занять себя, люди пойдут за развлечениями.
Приостанавливают свою работу также международные сети быстрого питания. Есть чем заменить?
Дмитрий Москаленко: Это все крупные международные сети. И найти им замену в одночасье тоже сложно. Хотя кто-то из российских рестораторов уже потирает руки и ждет, когда это произойдет, рассчитывая занять эту нишу. Кроме того, есть сильно похожие предприятия общепита, которые на этой волне могут прибавить обороты. Не будет международных сетей - будем жить в этих реалиях.
Наплыв в общепите ощущался в последние дни?
Дмитрий Москаленко: Немного выше среднего - чуть меньше, чем в 2019 году, но больше, чем в постпандемическом 2021 году.
А насколько восстановилась выручка крупных торговых центров по итогам прошлого года? Какие сегменты пострадали больше всего?
Дмитрий Москаленко: Почти у всех участников рынка выручка по итогам прошлого года восстановилась до уровня допандемийного 2019 года. Падение было у тех ТЦ, где была высока доля развлекательной части (кинотеатры, детские развлекательные центры) и общепита. Эти сегменты были больше всего подвержены ограничениям. Но падение и у них не фатально.
Какие арендаторы безвозвратно ушли из торговых центров из-за ограничений, связанных с пандемией?
Дмитрий Москаленко: Только единичные случаи банкротства. Яркий пример - Калининградская область. Там около 80% и даже больше арендаторов - малый бизнес, не сети. Все выжили! Один, два, пять закрылись, но на фоне 200 арендаторов - это ни о чем.
А кто вообще ходит в ТЦ (и зачем) при бурном развитии онлайн-торговли?
Дмитрий Москаленко: Ходят все те же люди - 90% населения после пандемии вернулись в ТЦ. Те 10%, кто пока не ходит, тоже ушли не навсегда. Пусть посетителей пока меньше, но покупок они совершают больше, чем раньше. И не только потому, что цены выросли. Люди просто соскучились и реализуют отложенный спрос.
Конечно, е-commers свою долю покупок заберет. Сколько - пока непонятно. Думаю, в каждом регионе сложится по-разному - в зависимости от специфики и развития сервисов доставки. Но люди все равно ходят и будут ходить в физические магазины. Слухи о смерти ТЦ сильно преувеличены. В ТЦ ходят за развлечениями, за тем, чтобы потрогать и посидеть на понравившемся на картинке стуле, чтобы понюхать духи. Есть много товаров, которые невозможно выбрать онлайн. Кому-то не хочется вычитывать в интернете какие-то технические характеристики товара, проще обсудить их с менеджером, получить консультации по гарантиям. Ходят в конце концов за эмоциями - от самой ли покупки или от похода в кино или боулинг, например.
Как будут трансформироваться ТЦ в ближайшие годы? Превратятся в склады, общественные пространства, увеличится доля развлечений?
Дмитрий Москаленко: Тренд на многофункциональность наблюдался и до пандемии. А после он только усугубился. Уже сейчас многие ТЦ добавляют дополнительные функции. Например, открылись роботизированные кафе без обслуживающего персонала. То есть на фоне пандемии наблюдается стремление к бесшовной, бесконтактной работе с потребителем. В торговых центрах появляются фитнес, офисные пространства. Появляется запрос на новую услугу: арендуется стол в помещении и какое-то обслуживание для того, чтобы собраться за ланчем или обедом и обсудить дела. Появляются апартаменты внутри ТЦ. Могут появиться 3D-модели.
В последнее время в Москве и области развивается направление строительства таких многофункциональных центров при транспортно-пересадочных узлах. Удобно же, возвращаясь с работы, заскочить в магазин, аптеку или, например, химчистку. Успешный пример такой коллаборации есть на Щелковской, где вверху располагается автовокзал, а внизу неплохой торговый центр.
Базовые потребности у человека никуда не денутся. Вопрос только в том, насколько удачно в конкретном месте и в конкретном торговом объекте все необходимые опции по их удовлетворению будут сочетаться.