15.03.2022 11:13
Культура

"Пиковая дама" приглашает на оперный променад по особняку на Яузе

Текст:  Илья Чекинев
Иммерсивный музыкальный спектакль "Пиковая дама" откроет новый сезон, "Солисты Москвы" сыграют Баха, симфоническая капелла России исполнит "Скандинавскую сагу", Александр Лазарев даст звуковые модели апокалипсиса и счастья, а Борис Березовский проведет параллель между Метнером и Рахманиновым.
/ Московский оперный дом
Читать на сайте RG.RU

Кто играет: Артисты Государственного академического Большого театра России, Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, школы-студии МХАТ и др.

Что играет: Опера-променад "Пиковая дама".

Почему идти: Иммерсивный спектакль "Пиковая дама" - это путешествие по старинному особняку на Яузе под музыку Чайковского в исполнении звезд драматической и оперной сцены и живого оркестра. Действие разворачивается на расстоянии вытянутой руки от публики, вовлеченной в происходящее не только эмоционально, но и физически; зритель чувствует запахи и прикосновения, взаимодействует с актерами и вместе с ними по-своему проживает пушкинский сюжет. Впрочем, спектакль изрядно осовременен: вместо тяжелых кринолинов тут костюмы в духе Тима Бертона, а пыльные декорации заменяют визуальные эффекты. Нашумевшая постановка Александра Легчакова объединила апологетов классики с приверженцами новейших трендов и получила грант президентского Фонда культурных инициатив, а актеры, участвующие в ней, - номинации на "Золотую маску".

Где, когда, сколько: Особняк Troyka Multispace; 18 марта, 8 апреля (начало в 19.00 и 21.30); 12 000 - 30 000 руб.

Кто играет: Юрий Башмет и ансамбль "Солисты Москвы".

Что играет: И.С. Бах - Бранденбургские концерты.

Почему идти: Бранденбургские концерты Баха с их неувядаемой художественной красотой - самое совершенное воплощение оркестрового стиля барокко; не случайно запись "Гавота в стиле рондо" из Второго концерта была отправлена в космос на корабле "Вояджер" как послание человечества. Юрий Башмет и "Солисты Москвы" играют Бранденбургские концерты так экспрессивно и эмоционально, что музыка оказывается красноречивее любых слов; не уверен насчет инопланетян, а вот земляне точно поймут.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 19 марта; 500 - 2 000 руб.

Кто играет: Госоркестр России им. Е.Ф. Светланова, солист Борис Березовский.

Что играет: Н. Метнер - Концерт для фортепиано с оркестром №2, С. Рахманинов - Концерт для фортепиано с оркестром №4.

Почему идти: Концерт для фортепиано с оркестром №4 Рахманинова стоит особняком от своих предшественников - хитов классического репертуара. В Четвертом концерте пылкий романтик примеряет еще недавно далекие ему выразительные средства на подступах к своим поздним шедеврам. Тем заманчивее сопоставить это сочинение Рахманинова со Вторым фортепианным концертом Метнера, написанным самобытным, порой усложненным языком; напрашивается параллель между двумя поэтами той же эпохи - Александром Блоком и Андреем Белым. Провести эти параллели вместе с одним из лучших российских пианистов Борисом Березовским особенно интересно.

Где, когда, сколько: Концертный зал "Зарядье";16 марта; 2 000 - 4 500 руб.

Кто играет: Государственная академическая симфоническая капелла России (дирижер Артемий Великий), солист - Арсений Тарасевич-Николаев.

Что играет: Э. Григ - сюита "Пер Гюнт", Норвежские танцы, Концерт для фортепиано с оркестром, К. Нильсен - Увертюра к балету "Аладдин", Увертюра к опере "Маскарад".

Почему идти: Программа с волшебным названием "Скандинавская сага" удивительным образом раскрывает ментальность севера Европы. Порыв чувств и мечтательная лирика норвежца Эдварда Грига - с одной стороны. Кипучая энергия и непредсказуемость датчанина Карла Нильсена - с другой. В музыке, отражающей в себе своеобразие скандинавского характера, есть нечто близкое, находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик. Что на деле докажут Государственная академическая симфоническая капелла России и пианист Арсений Тарасевич-Николаев, чья манера игры, по мнению скандинавской прессы, "напоминает о грандиозном исполнительском стиле прошлого".

Где, когда, сколько: Большой зал Консерватории; 17 марта; 500 - 5 000 руб.

Кто играет: Российский национальный молодёжный симфонический оркестр (дирижер Александр Лазарев), солист Никита Борисоглебский.

Что играет: А. Хачатурян - Концерт для скрипки с оркестром, Танец, Adagio и Вакханалия из балета "Спартак", А. Тертерян - Симфония № 7.

Почему идти: "Я писал музыку, словно на гребне какой-то волны счастья, весь пребывая в радости. И потом я ожидал рождения сына. И это состояние окрыленности, упоения жизнью перешло в музыку" - слова Арама Хачатуряна о своем Концерте для скрипки с оркестром прекрасно описывают его суть, которую передаст один из наших лучших молодых скрипачей Никита Борисоглебский. Напротив, симфония №7 Авета Тертеряна - звуковая модель апокалипсиса в треске крушения мира. И вставший в тот вечер за пульт РНСМО маэстро Лазарев, которому посвящена эта симфония, доведет ее и без того высокий градус до температуры плавления.

Где, когда, сколько: Концертный зал им. Чайковского; 21 марта; 400 - 2 000 руб.

Кто играет: Иван Ипатов, Евгений Лапекин, Татьяна Ланская, ансамбль "Кельтские арфы Москвы".

Что играет: Гала-концерт традиционной ирландской и шотландской музыки.

Почему идти: Найти в России музыкантов, исполняющих кельтскую музыку на высоком профессиональном уровне, так же непросто, как, например, переложить стихи Роберта Бернса на русский. Тем не менее, органист Иван Ипатов, волынщик Евгений Лапекин, сопрано Татьяна Ланская и ансамбль "Кельтские арфы Москвы" сделают все, чтобы в этот вечер московская публика почувствовала себя в краю старинных замков, верескового меда и разудалой джиги,

Где, когда, сколько: Кафедральный собор Св. Петра и Павла; 18 марта; 800 - 4 200 руб.

Классика