На сегодняшний день Россия занимает место в середине второй десятки среди торговых партнеров КНР с долей около 2,7 процента от внешнеторгового оборота этой страны. И пока Китай значительно больше зависит от западных рынков. Но оборот российской торговли с Поднебесной растет - в 2021 году он составил 146 миллиардов долларов, а в 2024-м может достичь 200 миллиардов. Россия работает в Китае на рынках сырья, прежде всего нефти и газа, и у нас положительное сальдо - продаем больше, чем покупаем.
За последние два года резко поменялась ситуация с экспортом в КНР российского зерна и продуктов зернопереработки. Китайский рынок всегда считался самым сложным. Но сегодня по ряду причин он широко открылся для России, и это произошло даже быстрее, чем мы ожидали. Прежде всего заметно упрощены таможенные процедуры, и теперь продукцию российского АПК можно продавать не только в Северо-Восточном, но и в Центральном и Южном Китае, где рынок значительно богаче. Стоимость продукции на рынках Центрального и Южного Китая как минимум на пять-десять процентов дороже, что позволяет получать большую выручку.
Кроме того, власти КНР пообещали, что заметно упростят наши перевозки. Пока мешает коронавирус (санэпидстанции вводят дополнительные запреты), но мы понимаем, что это в любом случае закончится, и, вероятно, к концу года от нас пойдут крупные "караваны" в Китай. Надо учитывать еще один важный момент: практически все рынки Юго-Восточной Азии стали более восприимчивыми к России. Поэтому нам надо нацеливаться не только на Поднебесную, но на ряд других стран через Китай. Располагая логистическими мощностями на территории КНР, мы можем спокойно поставлять часть продукции во Вьетнам и даже в Японию.
Что касается сибиряков, то вам придется переходить на новые формы поставок. Тут я дам несколько советов. Во-первых, надо открывать представительства в Китае. Если раньше можно было просто "перекидывать" товары через границу, то есть искать оптового поставщика и продавать, то сейчас имеет смысл создавать собственные складские мощности в КНР и уже через китайские интернет-платформы продавать муку, сою и изделия из них. Во-вторых, просто качественным зерном Китай уже не возьмешь. Российским зернопереработчикам придется всерьез задуматься о брендинге, поскольку многие наши марки совсем не известны в Поднебесной. А Китай чаще всего покупает именно брендовую продукцию известных, раскрученных компаний. Для тех, кто хочет работать на китайском рынке, это сейчас должно стать вопросом номер один. Сибирякам нужно быть готовыми соревноваться в брендах с другими российскими производителями. Третий момент: повторюсь, надо идти в новые регионы Китая - на богатый Юг и в центральную часть.
Мне кажется, что пока к таким переменам мало кто готов по-настоящему. Но здесь рецепт очень простой: имеет смысл переучить менеджеров и административный состав, затратив на это небольшие деньги и время, зато им станет понятно, каким образом работать на китайском рынке. Кстати, крупнейшие российские компании, работающие с агропродукцией, уже пришли к тому, что необходимо открывать свои представительства в Китае и обучать персонал. Только так есть реальная возможность продвигать свои товары. И надо понимать: чтобы выйти на операционную прибыль, понадобится как минимум два года. Надеяться на быструю продажу партий товара и возврат инвестиций здесь не приходится. Зато тот, кто сумеет правильно все выстроить, через пару лет получит большую прибыль.
Уже очевидно, что если раньше Китай выступал основным экспортером в отношении России, то теперь он открылся и нацелен на импорт из нашей страны как товаров, так и услуг. Почему сейчас однозначно хорошее время для захода в КНР? Уменьшились тарифные платежи. Из-за того, что в целом цены в Поднебесной упали, дешевле стала обходиться аренда помещений. Если раньше в КНР необходимо было платить налог на прибыль 25 процентов, то сегодня он составляет по ряду областей 12,5 процента, а по некоторым вообще можно получить льготное, почти нулевое налогообложение.
Плюс ко всему в Китае хорошо, в том числе для россиян, стала работать система электронных рынков. Вы можете открыть свой офис где угодно, хоть в самом отдаленном районе страны, где его содержание обойдется очень дешево, и при этом продавать свой товар по всей Поднебесной. Наконец, в Китае резко уменьшилось количество так называемых "запрещенных областей для деятельности иностранцев" - там, где могли работать только китайские компании. Например, выращивание риса долгое время было монополией местных производителей. Сейчас количество запретов резко уменьшилось, чем многие западные компании уже воспользовались. Если честно, мы приходим к этому с большим запозданием, но даже так это будет большим прорывом.
И еще один принципиальный момент: Китай сделал свой выбор на поставках продовольствия именно из России. Если раньше нам приходилось конкурировать с Австралией, Новой Зеландией, США (из Штатов поставка агропродукции за последние два года составила почти 35 миллиардов долларов), то сейчас китайский рынок для российских товаров открыт. Но зайти на него надо правильно и помнить, что окно возможностей когда-нибудь закроется. Думаю, три-четыре года у нас есть. Те компании, которые успеют прорваться на рынок КНР за это время, в дальнейшем будут успешно работать.
Нужно учитывать и то, что если в начале своего пути к мировому рынку Китай экспортировал в основном продукцию, то потом стал вывозить капитал, вкладывать в экономики стран. Только в рамках инициативы "Пояс и путь" инвестиции превысили 270 миллиардов долларов, а всего, судя по декларациям, достигнут почти 600 миллиардов долларов. Когда КНР создала свой макроэкономический регион, она перешла к новой стадии - достижению технологического лидерства в рамках программы "Сделано в Китае 2025". Отсюда и взлет китайских транснациональных компаний типа Huawei. После этого на Поднебесную начались серьезные атаки со стороны США. В этом суть борьбы за лидерство в области контроля над ключевыми технологиями и глобальной инфраструктурой.