18.03.2022 13:08
Культура

В Уфе открылась выставка живописи и графики Бориса Самосюка

Текст:  Гульназ Данилова (Уфа)
В Башкирском государственном художественном музее им. М.В.Нестерова открылась ретроспективная выставка графики и живописи заслуженного художника Башкортостана Бориса Самосюка. В экспозиции, занявшей три выставочных зала, представлены произведения из собрания музея и личной коллекции автора, созданные в 1990-2022 годы.
/ Гульназ Данилова
Читать на сайте RG.RU

Названия у выставки нет, но тема, которая вдохновила художника на творчество, прослеживается со всей очевидностью - это человек, его духовный мир, искания и метания. Он предстает в разных ипостасях - в образе Христа, библейских персонажей, отшельника.

Борис Самосюк работает в разных техниках: живописи, графики, смешанной. В его коллекции офорты, гравюры на пластике, декоративные скульптуры. В последние годы он создает произведения, используя пастель. Это большеформатные работы, по поводу которых искусствоведы так и не могут определиться: графика это или живопись. Зрители, которых такие вопросы мало занимают, испытывают эстетическое удовольствие от созерцания цвета и света, задумываются над сюжетами и динамикой фигур и, возможно, захотят узнать больше о том, к чему привлек их внимание мастер.

- Технику диктует тема, а не наоборот. В зависимости от того, с какой темой я соприкасаюсь, о чем думаю, у меня возникает потребность в изменении пластического языка и техники, чтобы донести до зрителя ту идею, которая крутится у меня в голове. Сейчас уже этого мнения не услышишь, но раньше говорили: раз художник все время меняется, значит, он не состоявшийся. Я рад быть таким, - отметил Борис Самосюк.

Как отметила искусствовед, главный хранитель фондов Нестеровского музея Валентина Сорокина, каждая работа Бориса Самосюка - музейного уровня.

Отечественный вдохновитель Пикассо: 17 марта 1856 года родился Михаил Врубель

Когда говорят о Борисе Самосюке, то обязательно упоминают его жену и коллегу Ольгу Самосюк. Их семейная пара уникальна. Художники работают в одной мастерской, идут по жизни вместе уже 38 лет, также вместе преподают в Уфимской художественной школе №2. Занятия с ними для учащихся - не просто уроки, где их учат рисовать. Общение с такими преподавателями расширяет горизонты мировоззрения, кругозор и, как сказала одна из учениц, дарят свет. Многие выпускники выбрали творческие профессии - работают в Эрмитаже, во Франции, Англии.

Художники находятся в постоянном поиске - знаний, истины, их интересует история, мифология, философия, мироздание. И это отражается в творчестве.

- Когда Боря начинает новую работу, никогда не знаешь, как он ее закончит, - говорит Ольга Самосюк. - У него женский характер. Мы вместе начинали графику на металле в мастерской, которая располагалась в подвальчике. Через какое-то время Боря сказал: "Кислота - это вредно" и занялся пластикой. Сделал две серии и ему это надоело. Он понял, что из этой техники больше уже ничего выжать не может. Тогда он занялся живописью, причем начинал сразу с мастихина. Потом была графика, потом появилась пастель, и с тех пор он не возвращается ни к живописи, ни к офорту. Не знаю, чем он дальше будет заниматься, когда дойдет "до стены" пастели такого формата, но не удивлюсь, если придумает нечто совершенно новое. За пастелью закрепился стереотип. Считается, что она, как и акварель, годится только для портретов и натюрморта камерного размера. Но я считаю, что и пастель, и акварель - это те материалы, которыми можно изобразить вообще все. Все зависит от человека, который этим занимается.

- Только качественный рисунок может вытянуть работы на уровень осмысления темы зрителем, - убеждена искусствовед Ирина Оськина, изучающая творчество Ольги и Бориса Самосюков. - У каждого зрителя - свой художник, а у каждого художника - свой зритель. Воспринимать живопись всерьез мы можем только тогда, когда видим в ней что-то происходящее. Надо к каждой работе подойти и вглядеться в нее. Это не выставка, на которой пробежал и ушел, она - для думающего зрителя. Здесь есть чему поучиться.

По словам Бориса Самосюка, его формирование как творческой личности происходило в 90-е годы.

- Нас, молодых художников, опекала, защищала, продвигала выдающийся российский керамист, заслуженный художник Башкортостана Валентина Кузнецова, которая была для нас как мама. Это было интересное благодатное время, когда все друг у друга учились.

Живопись ПФО Башкортостан Уфа Башкортостан