20.03.2022 22:30
Культура

Будет ли "Власть пса" награждена главной премией "Оскар"

Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №59 (8707)
В четверг 17-го началось голосование членов Американской киноакадемии за будущих лауреатов "Оскара". Их вердикт объявят в воскресенье вечером по калифорнийскому времени - в понедельник рано утром по московскому. Состязание будет нервным.
/ kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

Лидером премиальной гонки большинство экспертов считают "Власть пса" Джейн Кэмпион с ее 12 номинациями. Обласканная славой новозеландка была первой женщиной, завоевавшей золото Каннского фестиваля, а теперь ее фильм стал лауреатом британской BAFTA и фаворитом режиссерской и актерской гильдий Америки. А так как магия имен, чисел и казусов действует даже на академиков, то у нее очень много шансов стать третьей, после Кэтрин Бигелоу и Хлое Чжао, женщиной, получившей "Оскар" за лучший фильм года.

Японский фильм "Сядь за руль моей машины" претендует на четыре премии "Оскар"

Главный соперник - "Вестсайдская история" Стивена Спилберга, один из совершеннейших образцов жанра мюзикла, второе рождение великой партитуры Леонарда Бернстайна. Но это же обстоятельство наверняка сыграет и против картины: многие ее рассматривают как ремейк фильма 1961 года - хотя это то же самое, что назвать "Трагедию Макбета" ремейком шекспировской пьесы.

У апокалиптического фэнтези Адама Маккея "Не смотрите наверх", по-моему, шансов нет: фильм имел смешанный прием у критики, и при всей амбициозности в нем слишком много художественных проколов - не случайно из его четырех номинаций лишь одна главная. В списке избранных и Пол Томас Андерсон (кисло-сладкая "Лакричная пицца", прекраснодушные воспоминания о заштатном местечке Сан-Фернандо 70-х из детства). Автор таких шедевров, как "Ночь в стиле буги", "Магнолия" и "Нефть", еще не получал академических премий: для вкусов консервативных киноакадемиков он снимает слишком личное кино, и скорее всего его удел - быть вечным номинантом, пока не придет пора наградить его за выдающийся вклад в киноискусство.

"Белфаст" Кеннета Браны признан лучшим в Британии, имеет Приз зрительских симпатий в Торонто и считается сильным претендентом на "Оскар". Но эта черно-белая военная сага плохо прошла в кинотеатрах, да и пресса не была единодушной в ее оценках. Фильм Шана Хейдера "CODA: Ребенок глухих родителей" примечателен только тем, что продолжает гуманистическую традицию американского кино чаще обращать внимание на судьбы героев с особенностями развития; как и неудачный ремейк "Аллеи кошмаров" Гильермо дель Торо, он явно включен в шорт-лист "до кучи" - номинантов должно быть ровно десять. Насчет многими любимой "Дюны" Дени Вильнева не рискну делать прогнозы: мне картина кажется скучной и во всем уступающей классической версии Дэвида Линча. На церемонии BAFTA она получила призы во второстепенных номинациях, но пролетела в главных. Соглашусь с тем, что я тоже ничего не смыслю в новейших прочтениях фантастики, и умолкну.

У новозеландки Джейн Кэмпион много шансов стать третьей женщиной, получившей "Оскар" за лучший фильм года

Так что в ситуации столь трудного для дядюшки Оскара выбора, по-моему, справедливо было бы отдать главную награду "Власти пса" Кэмпион, а премию за режиссуру - Спилбергу, поднявшему жанр мюзикла на новую высоту. У академиков рулетка может крутануться иначе. Например, будет соблазн повторить беспрецедентный опыт 2020 года, когда статус "лучшего фильма" был пожалован корейским "Паразитам" в комплекте с премиями за режиссуру, сценарий и лучший международный фильм. "Сядь за руль моей машины" - прекрасная работа Рюсукэ Хамагути и в группе иностранных фильмов она безусловный лидер, но, боюсь, ее трехчасовой формат многих членов академии расстроит, и главный "Оскар" в присутствии столь сильных соперников она вряд ли получит.

Какие фильмы будут показывать в наших кинотеатрах

Из актрис в главных ролях трудно кого-то выделить особо: выдающихся работ попросту нет. Авторитетную поддержку здесь получила Джессика Честейн - она признана лучшей коллегами по актерской гильдии за работу в драме "Глаза Тэмми Фэй". Из актеров больше всего шансов у Бенедикта Камбербэтча ("Власть пса") и Уилла Смита ("Король Ричард"), но у второго есть преимущество, не имеющее отношения к искусству: увы, согласно новейшим тенденциям цвет кожи снова имеет значение. Что подтвердил недавний выбор и академиков BAFTA, и американских критиков: в обоих случаях победил Смит в заурядном в спортивном байопике, хотя работа Камбербэтча, на мой взгляд, значительно мастеровитей и глубже.

В духе времен агрессивного феминизма и политкорректного "равновесия" церемонию поручено вести представительницам трех этнических групп - актрисам Реджине Холл ("Улетные девочки"), Эми Шумер ("Девушка без комплексов") и Ванде Сайкс ("Дать дуба в округе Юба").

Мировое кино