20.03.2022 22:20
Культура

Новый "Сирано де Бержерак" поставили в МХТ им. Чехова

Текст:  Инга Бугулова
Российская газета - Федеральный выпуск: №59 (8707)
В МХТ им. Чехова премьера - "Сирано де Бержерак" в постановке Егора Перегудова, главного режиссера РАМТа. Шедевр Ростана на прославленной сцене - как знак возвращения театра к поэзии. По-молодежному задиристой и драйвовой. В роли безответно влюбленного остряка, дуэлянта и поэта - Юрий Чурсин. Его игра - звенящий нерв всего спектакля.
/ Сергей Карпухин / ТАСС
Читать на сайте RG.RU

Сначала из-за кулисы появится неоново-розовая мандолина. Под ее "сладкий лепет" нам напомнят, что действие "героической комедии" начинается в 1640 году (а заодно скороговоркой - имена всех персонажей пьесы, которые в спектакле не появятся). Потом выстрел оборвет свисающую с потолка огромную кисть - такие часто украшают занавес в академических театрах. Собственно, этим и ограничены приметы классической сцены и стародавнего сюжета. Спектакль про поэта играется по правилам поэзии.

- Что делают поэты? Сочиняют на темы, которые их волнуют. Вот и мы все вместе с актерами, со студентами Школы-студии МХАТ сочиняли стихи и песни, - объясняет режиссер Перегудов. - В итоге спектакль пророс зернами, очень для нас важными.

"Из воды выходила женщина..." Евгения Евтушенко становится аккомпанементом, под который Сирано жжет письма к возлюбленной (его кузину Роксану играет Паулина Андреева). Граф де Гиш (Игорь Золотовицкий), отправляясь в военный поход, поет зажигательное буги. Отчаяние - но и решимость! - Сирано, когда он, к зрителю спиной, осознает, что его кузина влюблена в другого, передать под силу только рок-музыке. Со сцены надрывно несется: "Меня никто здесь не переживет, меня ничто здесь не пережует!" А Сирано, перекрикивая аккордеонистов, обещает Роксане уберечь на войне милого ее сердцу Кристиана (Кузьма Котрелёв).

Нос Сирано - проклятье, которое делает его, мягко говоря, не красавцем - гримом решили никак не обыгрывать. Обыграли - в юмористических куплетах, которыми однополчане предостерегают всякого от разговоров на больную тему носа. А то "изрубит он в куски!". Впрочем, Сирано и сам в гневной тираде в адрес директора театра Монфлери, пошутит над собой - "должно быть, актеру обидно играть такого персонажа без грима"!

Игра Юрия Чурсина - звенящий нерв всего спектакля

В этой комедии, откуда ни возьмись, возник и Д`Артаньян с классическим "Тысяча чертей!" и мушкетерским плащом. Почему бы и нет? Два знаменитых современника-гасконца вполне могли встретиться...

Театр сатиры проводит акцию "Весна премьер"

Своей возлюбленной Роксане герой вынужден писать письма от имени Кристиана. Пока те обмениваются посланиями, играючи нанизывая их на колышки ограды, Сирано ожесточенно бьется с манекеном, попутно доставая из кармана все новые и новые конверты. В них - его чувства, его великая любовь. Но раскроется тайна подлинного автора писем не скоро. Между Сирано и Роксаной стена-декорация. На ней обрывки афиш и смутно различимый портрет красавицы. Она для поэта и муза, и смысл жизни. В герое Чурсина и боль, и мужество.

Паулине Андреевой роль Роксаны к лицу - и в белоснежном фехтовальном костюме, и в вечернем платье, и в пижаме она остается юной, тонкой и очаровательной мечтой поэта. Но именно с ее героиней жестче всего обойдется жизнь.

"Эта пьеса великая, потому что в ней - вопросы, на которые у каждого времени свои ответы. Как относится художник к тому, что важнее всего: к любви, дружбе, власти, смерти, войне. Каждая эпоха расставляет в этой пьесе свои акценты", - подытожил Егор Перегудов.

Прямая речь

Юрий Чурсин, исполнитель роли Сирано де Бержерака:

- Столкнуться с текстом Ростана - моя давняя мечта. Как-то, совсем по молодости, я участвовал в спектакле "Сирано де Бержерак" Владимира Мирзоева в Вахтанговском театре. С тех пор у меня не было ни одной пьесы в стихах. Вообще много лет на сцене МХТ им. Чехова было табу на поэзию, в какой-то момент Олег Табаков понял, что стихи сейчас не звучат, а у него был очень тонкий слух на такие вещи. То, что сейчас на этой сцене звучит поэтический текст, - и вызов, и огромная ответственность.

Мы вскрываем структуру пьесы. Эклектика, множество разных приемов разных школ - все это отличает наш спектакль от других. Сирано де Бержерак, мне кажется, не может не восхищать. Трудно не ощутить сейчас в пространстве и времени потребность в таком герое. У МХТ это внутри прозвенело и срезонировало.

Драматический театр