Еще несколько недель назад казалось, что все европейцы сплотились в едином порыве, чтобы осудить действия Москвы. Но сейчас, когда дым немного рассеялся, а накал истерии в СМИ начинает спадать, картина не выглядит уже столь однозначной. 39 процентов жителей Греции, хотя и осуждают действия России, считают их при этом вполне объяснимыми или даже приемлемыми. В Италии с такой позицией соглашается почти каждый четвертый. Наиболее негативное отношение к России из участвовавших в опросе шести стран в Нидерландах и Испании. Там Москву однозначно и без всяких "но" осуждают почти 90 процентов опрошенных. Германия и Франция находятся где-то посередине - там понимающих и одобряющих около 15 процентов. Впрочем, в Евросоюзе есть и более "понимающие". Если верить опубликованному еще в начале марта опросу, 42 процента венгров, в частности, уверены, что Россия была спровоцирована на конфликт. При этом европейцы все же надеются, что большая часть санкций будет отменена вместе с окончанием горячей фазы конфликта. Наиболее сильны такие ожидания в Греции, Италии и Германии - там за отмену выступает подавляющее большинство населения. Но и в других странах скорейшего прекращения тотальной санкционной войны хотят примерно половина опрошенных.
В ядерную войну в Европе мало кто верит. Исключением среди западных стран континента является Франция, где ядерного нападения опасаются 39 процентов населения. Cicero предполагает, что причиной являются многочисленные АЭС, расположенные на территории страны, - многие французы живут вблизи станций и представляют опасности, связанные как с мирным, так и военным атомом. В остальных странах доля тех, кто переживает по поводу возможного ядерного конфликта, не превышает сейчас 10 процентов.
В конце февраля восприятие России в качестве угрозы среди европейцев доходило до 80-90 процентов, но уже в марте наметился некоторый откат назад. В Германии, например, этот показатель, по данным социологической службы YouGov, снизился с 78 до 75 процентов. Такое снижение можно было бы списать на статистическую погрешность, но изменения в немецком общественном мнении заметны и по другим вопросам. Снизилась, в частности, доля сторонников эмбарго на российские энергоносители. В первой декаде марта таковых насчитывалось 55 процентов, а уже неделей позже - 44 процента.
Не исключено, что все это - первые признаки отрезвления, которое рано или поздно должно наступить, в том числе и под влиянием тех экономических последствий санкционной войны, которые граждане ЕС прямо сейчас ощущают на собственном кошельке.