Некоторые иностранные производители лифтов объявили о приостановке деятельности в РФ. Американская Otis не принимает новые заказы, финская KONE временно прекращает поставки. Пока неясно, что будет с обслуживанием и ремонтом их лифтов во время гарантийного срока. Впрочем, это коснется малой части жилых домов - дорогие иностранные лифты ставят в домах бизнес-класса, торговых, бизнес-центрах. В обычных жилых домах устанавливают отечественные "подъемники".
Сейчас в РФ действуют более 20 производителей лифтов, их загрузка составляет порядка 75%, сообщили в пресс-службе Минпромторга. "Российские лифты закрывают более 70% рынка. Критических проблем с поставками импортных комплектующих не наблюдается, однако в случае их возникновения нами будут рассмотрены альтернативные рынки", - отметили в ведомстве. Дефицита лифтового оборудования не ожидается, российские предприятия готовы полностью закрыть потребность в лифтах в рамках их замены в жилых домах, считают в министерстве.
"Импортные комплектующие могут быть заменены на отечественные аналоги без ущерба качеству продукции, - рассказали на Щербинском лифтовом заводе. - Работа по замене импортных комплектующих на российские разработки, которые станут полноценными аналогами, началась еще в прошлом году. Дефицит импортных составляющих возможен, но мы прорабатываем все пути замещения".
Отечественные производители заверяют, что могут выпускать по 40 тысяч лифтов в год, говорит гендиректор Ассоциации "Российское лифтовое объединение" (РЛО), секретарь комиссии по лифтам Общественного совета при Минстрое России Пётр Харламов. Российские предприятия освоили изготовление практически всех комплектующих, но проблемой остается микроэлектроника. Чипы для лифтов в России не делают, их завозят - в основном, из Тайваня и Китая. "К сожалению, азиатские производители в той ли иной мере тоже опираются на западные, в первую очередь, американские технологии и лицензии, поэтому спрогнозировать их поведение на фоне развернувшейся санкционной войны проблематично", - отмечают в Национальном лифтовом союзе.
Сейчас у российских производителей есть запасы чипов на 3-6 месяцев, но как будет развиваться ситуация дальше, пока неясно, отмечает Харламов. Необходимо срочно развивать отечественное производство микроэлектроники.
Национальный лифтовый союз и РЛО направили в правительство предложения по поддержке лифтовой отрасли. Предлагается, в частности, упростить импорт микроэлектронных компонентов из "дружественных" стран, сделать госзакупки импортных запчастей с хранением их на государственных складах, финансировать замену лифтов в жилых домах из бюджета, ввести налоговые льготы для подрядчиков и т.д.
В прошлом году был опробован способ замены лифтов через механизм факторинга - своего рода рассрочки, проценты за которую вносились из счета господдержки. Но в нынешних условиях банки не готовы работать по этой схеме, говорит Харламов.
Между тем, к 2025 году в России нужно заменить в жилых домах около 100 тысяч лифтов, у которых истек срок эксплуатации. Пока удавалось менять по 15-18 тысяч в год, в 2022 году были планы заменить 20 тысяч. При этом за год устаревает еще по 10 тысяч лифтов. А стоимость замены растет - если в 2020 году она обходилась в сумму около 2 млн рублей, то сейчас, из-за подорожания металла, это уже около 3 млн, говорит Харламов.
За последнее время рост стоимости замены незначителен и связан с ростом стоимости на металл и комплектующие, отметили в Минпромторге. В этом направлении для стабилизации стоимости уже организована работа, отметили в ведомстве. Как отмечали эксперты, буквально на днях, после принятых Минпромторгом более жестких мер, цены на металл заметно снизились.
Сейчас обсуждаются несколько вариантов разрешения сложностей с заменой лифтов, говорит Харламов. Во-первых, это может быть очередное продление сроков замены устаревших "подъемников". Когда-то эту дату отложили с 2019 на 2025 год, сейчас обсуждается перенос сроков на 2030 год.
"Судя по всему, планы будут скорректированы. Ранее предполагалось, что все лифты, исчерпавшие срок годности, будут заменены к 2025 году. Однако велика вероятность, что срок расставания со старыми лифтами продлят на 5 лет", - отметила в своем telegram-канале зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.
Другой вариант - менять не лифт целиком, а только наиболее изношенные его узлы, рассказал Харламов. Такая практика была до 2014 года, но иногда случалось, что подрядчики лишь имитировали ремонт - например, перекрашивали, а не меняли детали.
Пока лифтовая отрасль надеется на господдержку.