Нарушение логистических цепочек, торговых связей между странами, смещение спроса клиентов - все это так или иначе отражается на предприятиях, обороты которых в региональной экономике едва ли заметны. Однако любые перемены чреваты снижением выручки. Именно поэтому предприниматели из сферы торговли, общественного питания, гостиничного бизнеса и ряда других отраслей уже заявили, что постараются удержать цены на свои товары и услуги на прежнем уровне.
- Цикличность нынешней ситуации схожа с пандемией, когда на первом этапе мы просто старались выдержать волну возросшего потребления, - считает председатель профильного комитета Курской области Михаил Аксенов. - Затем усилия были направлены на поддержку крупного бизнеса, и это логично. Ведь системообразующие предприятия - это места работы для тысяч человек, и главы этих компаний несут за них ответственность. И тогда, и теперь важно, чтобы никто не лишился работы, не было сокращений.
Преференции, предложенные предпринимателям в регионах, во многом схожи. Так, в Курской области для гостиничного бизнеса на весь год будет отменен НДС. В Липецкой области депутатский корпус намерен обнулить и налог на имущество для этой отрасли. На заседании профильного комитета, где обсуждались меры поддержки для предпринимательства, депутат Лариса Ксенофонтова констатировала: поток туристов может сократиться, а предпринимателям важно удержаться на плаву.
Торговля - самая мобильная, но и самая уязвимая часть малого бизнеса - тоже получила преференции для работы в новых условиях. В Курской области по примеру пандемийных ограничений решено было освободить предпринимателей от арендных платежей. Владельцам площадей потери возместят. Этот шаг предпринимательское сообщество восприняло позитивно.
- Сейчас каждый второй перестраивается, - рассказывает продавец косметики российских брендов в одном из курских торговых центров. - Нам этого, к счастью, делать не приходится: весь товар наш. Даже если будут перебои с поставкой крымского ассортимента, нас выручат и наши курские производители. Но ведь не у всех же такая ситуация. А аренда - это весомая часть наших затрат.
Михаил Аксенов добавляет, что вопросы арендных платежей, зарплат сотрудников, в том числе в тех магазинах, которые заявили об остановке продаж, но продолжают арендные отношения с торговыми центрами и пока сохранили коллективы, решаются в ручном режиме.
- Хотя пока ситуация не вызывает большой тревоги, отреагировать, к примеру, на сокращение штата в региональной службе занятости готовы оперативно, - поясняет он.
Курирующий экономику замглавы Липецкой области Сергей Курбатов отмечает, что малый бизнес региона сможет получить до 300 миллионов рублей в качестве льготных займов дополнительно - именно на эту сумму докапитализировали специальные фонды, которые поддерживают малый бизнес. В Белгородской области заявленная ранее сумма поддержки предпринимательства в 950 миллионов рублей как минимум таковой и останется, однако возможно, что и вырастет.
Социальное предпринимательство - отдельная тема. Компании, которые в свое время трудоустроили людей с ограниченными возможностями или взяли на себя функции государства, если и вышли на устойчивые показатели прибыли, то все равно чувствуют себя неуверенно. В Белгородской области их поддержка увеличена до 16 миллионов рублей в нынешнем году - это более чем на треть выше, чем в прошлом. Для курских соцпредпринимателей готовится пакет налоговых преференций, который предстоит изучить областной думе.
Предпринимательское сообщество недолго раздумывало над изменившимися условиями работы. Значительная часть компаний увидели в нынешнем кризисе немало возможностей для развития. Так, в Курске после закрытия популярных ресторанов фастфуда уже готовы предложить собственный проект - только с едой более полезной. Многие бизнесмены начали интересоваться франшизами: возможно, в регионе поддержат стремление бизнеса развивать сетевые магазины, точки общепита и много чего еще.
- Малый бизнес мобилен и оперативен, - отмечает Михаил Аксенов. - Мы наблюдаем активные процессы кооперации между предпринимателями. Кто-то начинает сотрудничать с российскими брендами одежды, кто-то - с поставщиками цветов, декоративных растений... Мы же, в свою очередь, готовы помогать всем, в том числе и самозанятым. И хотя сейчас стало сложнее с логистикой и поставками в одни страны, зато перед ними открылись другие. Мы же предлагаем и консультационную помощь, и финансовую... Все инструменты для этого есть.
Такие же тренды характерны и для других регионов. К примеру, в Липецке индивидуальный предприниматель Марина Самаева, которая уже шьет детскую одежду, теперь будет вместе с психологами и педагогами создавать принты и орнаменты, позволяющие познакомить детей с русской культурой и литературой, традициями народов России. Теперь Самаева - резидент технопарка "Липецк".
Производители косметики, тротуарной плитки, строительных материалов теперь заявляют о себе в надежде на поддержку. Многие уже нашли ее в тех же технопарках, региональных ОЭЗ и на прочих площадках, где преференции предоставляли и раньше. Однако рынок сбыта для этих производителей освободился только сейчас.