- Чтобы люди там среди обстрелов не забывали крестьянский труд, не разучились обрабатывать землю и помнили, что такое выращивать и собирать урожай, - поясняет Владимир.
Неказистое, из белого кирпича строение на окраине села - местная горячая точка. Десятки сельчан заняты в малом картофелехранилище: урожай в прошлом году был хороший. Самые лучшие клубни сортировщицы откладывают в отдельные ведра, затем пакуют в сетки и кладут штабелями поближе к воротам. Неподалеку расположено большое картофелехранилище, так что крестьянам есть чем поделиться. Работы предстоит немало: перебрать 20 тонн семенного картофеля, считай, две груженные под завязку фуры, хватит, чтобы засеять до сотни гектаров. Нужно торопиться: на Урале снег и морозы, а на Донбассе уже пригревает солнышко. Вскоре большегрузы отвезут гуманитарную помощь в луганское село Вергулевка.
В Вергулевке никто из жителей Сарсов никогда не бывал. Даже глава хозяйства Владимир Айметов видел те места только в телевизионных репортажах да в роликах из Интернета: разрушенные хаты, вспаханные снарядами огороды, не скрывающие слез местные жители. Вергулевка в 2014 году вошла в состав Луганской Республики. Неподалеку граница с Украиной, и отряды народной милиции на протяжении последних лет отражают атаки ВСУ.
Побратимами Сарсы и Вергулевка стали случайно: в уральское село заехали добровольцы, собиравшие гуманитарную помощь для ЛНР и ДНР. Нашли и поддержку, и понимание. С тех пор не было весны, чтобы мешки с семенной картошкой не отправлялись в путешествие через половину России до луганских полей.
Известно, что местные власти, волонтерские движения, Красный Крест организуют гуманитарные колонны, следующие на Донбасс, поэтому рассказ о том, что есть еще и вольные отряды, меня удивил. Оказалось, их немало. Статистику собранного они не ведут, зато постоянно держат с благотворителями видеосвязь. Владимир в любой момент может посмотреть, где находится автопоезд, кому достались дары. При мне Айметов общался с Владимиром, бывшим разведчиком, а ныне представителем добровольческого движения "Россия - Донбасс", и показал, как фуры едут по раскатанному бронетехникой полю где-то в ЛНР…
- Понятно, когда помощь идет через неофициальные каналы, о ней мало кто знает. Лишний плюсик или галочку не поставят. Но я уверен: доброе дело шума и рекламы не любит, - объясняет свою позицию фермер.
Даже награждение прошло в Сарсах без бравурных маршей. В благодарность за многолетнюю поддержку Донбасса уральских крестьян отметили медалями. Привезли их те самые ребята-добровольцы. Выложили на стол в кабинете фермера, а он растерялся. На общем собрании решили: герои именно те, кто участвовал в формировании груза. Свою медаль Владимир Айметов повесил на парадный костюм, который надевает исключительно на торжественные мероприятия.
А бригадир Григорий Мишавкин держит награду в доме на видном месте:
- Будет что детям, внукам передать... Иконостаса, конечно, не набралось, но две медали - одна в честь 75-летия Победы, другая за Луганск - есть.
У Айметова работает 120 человек. Хозяйство одно из самых крупных на юге региона: 8 тысяч гектаров отдано под зерновые, 250 - под картофель плюс своя молочная ферма. А еще фермер заботится о сохранении истории здешних мест. Перед машинно-тракторной станцией красуются отреставрированные, ярко выкрашенные ворота с вывеской "Совхоз имени 50-летия СССР". У входа в контору на постаменте стоит ретротехника: легендарный гусеничный трактор "детешка" (сделанный, кстати, в Харькове), пожарная машина и "козлик".
- На нем не одну селянку на сносях до роддома довозили. Железный аист. Как можно такое в металлолом сдать… - говорит Владимир.
У фермера далеко не советского вида джип. Зато на стекле иномарки - склеенная из малярного скотча большая буква Z - знак четкой позиции владельца.
- Неказистая, конечно, но не сниму, пока не победим, - заверил Айметов.
Разномастные Z на машинах мужиков из Сарсов появились недавно, когда они решили устроить автопробег по деревенским улицам в поддержку спецоперации. В маршрут, помимо села, вошла расположенная неподалеку деревня Еманзельга.
Мой скепсис: "На сколько улиц замахнулись?" - агроном Леонид Канакаев парировал:
- С переулками и закоулками - все 14. Так ведь еще и трасса на Башкирию рядом. Дальнобойщики чуть из кабин не повыскакивали, видя нашу колонну из полутора десятков машин с российскими флагами.
Для глубинки действительно экзотика. Тем более что во главе колонны двигалась машина с развивающимся стягом из красного бархата с профилем Ленина и золотыми кистями - тоже историческое наследие совхоза. Видео акции, выложенное в деревенские чаты, не один день бурно обсуждали земляки. А вот дебатов по поводу гуманитарной помощи в селе не было и нет. Какой бы позиции ни придерживались крестьяне, они едины в одном: в тяжелые времена людям надо помогать. От земли. Чем богаты.