По словам аналитиков, идет активное перераспределение в сторону отечественных площадок, прежде всего в пользу "ВКонтакте". На вопрос о готовности использовать VPN-сервисы для входа в социальные сети большинство опрошенных ответили отрицательно: почти 60% не планируют пользоваться такими сервисами или не знают, что такое VPN. Перераспределение пользователей из Facebook и Instagram в "ВКонтакте" полностью перевернет рынок рекламы, уверены опрошенные "РГ" специалисты по связям с общественностью.
"Все пересматривают коммуникационные стратегии - многое будет зависеть от будущего компании на российском рынке вообще, - утверждает Ксения Алексеева, управляющий партнер коммуникационного агентства Fresh Russian Communications. - Многие компании уже рассматривают путь полной локализации бизнеса с выходом из капитала российского подразделения".
По словам специалиста, компании, которые рассматривают наиболее позитивные сценарии развития, зарегистрировали аккаунты в "ВКонтакте" и Telegram, продолжают сообщать важные новости в Facebook и Instagram, но никаких рекламных кампаний не ведут.
"Часть компаний деактивировали свои аккаунты в Facebook и Instagram и другие площадки пока не рассматривают, - добавляет Алексеева. - С наибольшими трудностями сталкиваются B2B-бренды, которые работали преимущественно в Facebook, Instagram, иногда в LinkedIn, которым аудитория профессионалов продолжала пользоваться благодаря VPN (а сотрудники международных компаний и без него). Далеко не все они переходят во "ВКонтакте", чаще - в Telegram, где пока нет эффективных инструментов продвижения, поэтому минимальный порог входа составляет от 1 млн рублей".
Судя по опросам, проведенным среди представителей рекламного и маркетингового бизнеса в России, 69% авторов контента собираются увеличить свое присутствие на российских ресурсах, продолжает Иван Самойленко, управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency. "Наиболее перспективными российскими соцсетями опрошенные посчитали ВК и Яндекс.Дзен (по 38% голосов), Rutube (7%). Главная проблема при смене канала для блогеров и специалистов разных направлений - это конверсия. Как правило, конверсия перехода на новую платформу составляет 10-12% охвата с одного промо-поста/сторис. Но это можно назвать большим плюсом для рекламодателей, так как ведет к снижению стоимости размещения".
По мнению основателя коммуникационного агентства "ЛАМПА" Евгении Лампадовой, коммуникационная отрасль находится сейчас в ситуации неопределенных данных, это касается и сегментации аудиторий на новых площадках. "Некоторые пока аккуратно экспериментируют и смотрят, есть отклик или нет в ВК и Дзене, большинство же направляют бюджеты и усилия в разрешенный и уже отлаженный канал коммуникации - Telegram, как следствие, на площадке выросли ценники в среднем на 20%, в первую очередь, здесь востребованы авторы-старички, а вновь прибывшие экс-инстаграмеры популярностью, сравнимой с их Instagram историей, в Telegram пока не пользуются".
В разное время на работу Facebook, Twitter, Instagram, WhatsApp, TikTok были наложены ограничения в Китае, Индии, Венесуэле, Иране, Туркменистане, Мьянме. При этом в некоторых странах были созданы национальные альтернативы, обладающие всей необходимой функциональностью и получившие популярность среди населения, говорится в аналитической справке НТЦ ГРЧЦ.
Facebook и Twitter заблокированы в Китае с 2009 года, в 2014 году правительством было принято решение о блокировке Instagram, в 2017 году была приостановлена работа WhatsApp.
В январе 2011 года в стране появилась разработанная Tencent многоцелевая коммуникационная система WeChat. Система обладает монополией на пользовательские данные, включая мини-приложения для оплаты счетов, записи на прием к врачу и подачи отчетов в полицию. В 2017-м WeChat обнародовал планы по созданию виртуальных удостоверений личности, которые будут признаваться государством.
Приведенные примеры свидетельствуют о различных вариантах развития ситуации при ограничении или полной остановке деятельности соцсетей со стороны государства. Требования к соцсетям в России основаны на фильтрации запрещенного контента и выполнении онлайн-платформами требований законодательства в области обработки персональных данных россиян, напомнили специалисты.
Возможна и обратная ситуация, когда онлайн-платформы уходят из какой-то страны. Так, в 2021году Facebook провела массовую блокировку австралийских СМИ в своей соцсети в ответ на требование властей страны платить агентствам за их контент. В результате новости из Австралии было нельзя не только публиковать в Facebook, но и делать репосты с ранее опубликованными сообщениями. Запрет был снят после того, как правительство Австралии согласилось с рядом изменений и гарантий, предложенных Facebook.