23.03.2022 19:28
В мире

Куба столкнулась с острым дефицитом топлива на АЗС

Текст:  Сергей Новиков (Гавана)
Десятки автомобилей выстраиваются в эти дни перед заправками по всей Кубе. О причинах перебоя с горючим и царящей в очередях атмосфере - в материале корреспондента "РГ".
/ Сергей Новиков
Читать на сайте RG.RU
На фоне роста цен на топливо в США начали воровать бензин из машин

Небольшая АЗС в престижном районе Гаваны Мирамар, на пересечении 42-й и 3-й улиц. Обычно здесь заправляются всего-то две-три машины: одна сдвоенная бензоколонка, на которой кроме бензина "эспесьяль" (бензин с самым высоким на Кубе октановым числом - 94) ничего никогда не бывает. График работы заправки более чем за два года мне разгадать так и не удалось: то работает, то закрыта. Закрыта - значит, напротив колонки стоят оранжевые конусы. Так сразу видно, есть бензин или нет. Сегодня утром тут были конусы. А вот за ними стояла машина, за ней еще и еще. Я насчитал в очереди на закрытую заправку 26 машин.

Бензин есть, но не на АЗС

Как объяснил столичный телеканал Canal Habana, причиной острого дефицита горючего стали большие проблемы с логистикой.

Вернее, дело в том, что недавно на Кубе произошла авария на крупной ТЭС - расположенной в провинции Матансас станции им. Антонио Гитераса. Из-за этого, во избежание веерных отключений электричества, власти были вынуждены в срочном порядке запустить установленные по всей стране небольшие автономные генераторы, которые работают на дизельном топливе и мазуте. Ставить такие дизель-генераторы начали в 2005 году, когда команданте Фидель Кастро провозгласил на Кубе "энергетическую революцию": стареющие большие ТЭС предлагалось заменять такими вот небольшими электростанциями, которые даже не были подключены к общей энергосети. Так можно было обеспечить энергоснабжения отдельных районов страны даже в случае аварий на линиях электропередачи, что на Кубе случается весьма часто, особенно в сезон ураганов, когда обрывы проводов - обычное дело. Да и денег для установки таких небольших станций требовалось меньше, чем на масштабные проекты модернизации существующих или строительство новых ТЭС.

Трамп спросил американцев, скучают ли они по нему на фоне роста цен на бензин

Хотя были и минусы. Например, в случае выхода из строя одного из таких генераторов, "перекинуть" в пострадавший район электричество от другой станции не получается. Теперь же еще выяснилось, что для того, чтобы развезти необходимое топливо к генераторам, надо задействовать буквально весь парк бензовозов, которые есть в распоряжении кубинской нефтяной компании CUPET. Свободных машин, которые смогли бы привезти бензин из хранилищ на АЗС, практически не осталось. Вот и получается, что бензин в стране есть, но не на заправках.

Пока же в Гаване и ряде провинций ввели ограничения на покупку бензина: в одни руки дают не более 20 литров. А еще запретили наливать топливо в канистры. Насколько эти меры способны решить нехватку горючего - вопрос риторический.

Очереди по-кубински

Несмотря на огромные очереди, меньше машин на улицах столицы не становится. Гавана живет в привычном размеренном ритме. Пробок здесь никогда не бывает, но трафик в последние дни меньше явно не стал. Похоже, что секрет этого - в отношении самих кубинских водителей к неожиданно возникшим трудностям.

"25 машин передо мной? Терпимо, постою", - узнает у уже занявших очередь водитель синего ВАЗ-2105. Он рассказывает, что позавчера провел в очереди 5 часов и смог заправить полный бак. Сегодня же он проезжал мимо, у него оставалось около половины бака и, увидев относительно небольшое количество машин, он решил постоять в очереди. К слову, собравшиеся стоят в ожидании того, что на АЗС приедет цистерна и привезет бензин. Источник у этих ожиданий самый что ни на есть надежный и кубинский: сотрудница заправки, которой позвонил один знакомый, у которого родственник работает диспетчером одного из бензохранилищ рядом с Гаваной. К слову, накануне поздно вечером я видел возле этой же закрытой заправки очередь поменьше, но уже из других машин, которые уехали, бензина так и не дождавшись.

Россия заняла второе место в Европе по дешевизне бензина

"Все равно с сегодняшнего дня в Гаване отпускают по 20 литров бензина на человека, как раз смогу заправить почти полный бак", - говорит кубинец. Посмотрев еще раз на стоящие перед ним машины задумчиво добавляет: "Наверное, пока не стоило все же ездить в соседнюю провинцию к родственникам…" В этой фразе, пожалуй, все кубинцы: они живут здесь и сейчас, насчет завтра мало кто задумывается. От этих размышлений меня отвлек свист покрышек: отчаявшийся кубинец решил красиво, как он считает, уехать из очереди, заставив всех посмотреть ему вслед. А ведь мог бы поехать размеренно и сэкономить дефицитное топливо.

Остается удивляться, как в разгар рабочего дня столько людей может позволить себе поехать в очередь за бензином. Тот же владелец ВАЗ-2105 признается мне, что он - госслужащий, работает в одном из министерств. На работе он сказал своему начальству, что поехал на заправку. Такое объяснение вполне устроило его руководство.

В целом, обстановка в очередях на удивление вполне спокойная, очередями на Кубе вряд ли можно кого-либо удивить: эту проблему пока искоренить так и не удалось. Водители живо общаются между собой, кто-то играет в домино. По вечерам иной раз образуются даже стихийные вечеринки. При этом происходящее в основном здесь воспринимается обреченно нейтрально. Кубинцы будто настоящие фаталисты, но бодрости духа при этом не теряют: в тех же очередях повсеместно раздается смех и слышны новые анекдоты. Вряд ли какое-то многочасовое ожидание бензина способно повлиять на их жизнерадостность.

Куба