Небольшая АЗС в престижном районе Гаваны Мирамар, на пересечении 42-й и 3-й улиц. Обычно здесь заправляются всего-то две-три машины: одна сдвоенная бензоколонка, на которой кроме бензина "эспесьяль" (бензин с самым высоким на Кубе октановым числом - 94) ничего никогда не бывает. График работы заправки более чем за два года мне разгадать так и не удалось: то работает, то закрыта. Закрыта - значит, напротив колонки стоят оранжевые конусы. Так сразу видно, есть бензин или нет. Сегодня утром тут были конусы. А вот за ними стояла машина, за ней еще и еще. Я насчитал в очереди на закрытую заправку 26 машин.
Бензин есть, но не на АЗС
Как объяснил столичный телеканал Canal Habana, причиной острого дефицита горючего стали большие проблемы с логистикой.
Вернее, дело в том, что недавно на Кубе произошла авария на крупной ТЭС - расположенной в провинции Матансас станции им. Антонио Гитераса. Из-за этого, во избежание веерных отключений электричества, власти были вынуждены в срочном порядке запустить установленные по всей стране небольшие автономные генераторы, которые работают на дизельном топливе и мазуте. Ставить такие дизель-генераторы начали в 2005 году, когда команданте Фидель Кастро провозгласил на Кубе "энергетическую революцию": стареющие большие ТЭС предлагалось заменять такими вот небольшими электростанциями, которые даже не были подключены к общей энергосети. Так можно было обеспечить энергоснабжения отдельных районов страны даже в случае аварий на линиях электропередачи, что на Кубе случается весьма часто, особенно в сезон ураганов, когда обрывы проводов - обычное дело. Да и денег для установки таких небольших станций требовалось меньше, чем на масштабные проекты модернизации существующих или строительство новых ТЭС.
Хотя были и минусы. Например, в случае выхода из строя одного из таких генераторов, "перекинуть" в пострадавший район электричество от другой станции не получается. Теперь же еще выяснилось, что для того, чтобы развезти необходимое топливо к генераторам, надо задействовать буквально весь парк бензовозов, которые есть в распоряжении кубинской нефтяной компании CUPET. Свободных машин, которые смогли бы привезти бензин из хранилищ на АЗС, практически не осталось. Вот и получается, что бензин в стране есть, но не на заправках.
Пока же в Гаване и ряде провинций ввели ограничения на покупку бензина: в одни руки дают не более 20 литров. А еще запретили наливать топливо в канистры. Насколько эти меры способны решить нехватку горючего - вопрос риторический.
Очереди по-кубински
Несмотря на огромные очереди, меньше машин на улицах столицы не становится. Гавана живет в привычном размеренном ритме. Пробок здесь никогда не бывает, но трафик в последние дни меньше явно не стал. Похоже, что секрет этого - в отношении самих кубинских водителей к неожиданно возникшим трудностям.
"25 машин передо мной? Терпимо, постою", - узнает у уже занявших очередь водитель синего ВАЗ-2105. Он рассказывает, что позавчера провел в очереди 5 часов и смог заправить полный бак. Сегодня же он проезжал мимо, у него оставалось около половины бака и, увидев относительно небольшое количество машин, он решил постоять в очереди. К слову, собравшиеся стоят в ожидании того, что на АЗС приедет цистерна и привезет бензин. Источник у этих ожиданий самый что ни на есть надежный и кубинский: сотрудница заправки, которой позвонил один знакомый, у которого родственник работает диспетчером одного из бензохранилищ рядом с Гаваной. К слову, накануне поздно вечером я видел возле этой же закрытой заправки очередь поменьше, но уже из других машин, которые уехали, бензина так и не дождавшись.
"Все равно с сегодняшнего дня в Гаване отпускают по 20 литров бензина на человека, как раз смогу заправить почти полный бак", - говорит кубинец. Посмотрев еще раз на стоящие перед ним машины задумчиво добавляет: "Наверное, пока не стоило все же ездить в соседнюю провинцию к родственникам…" В этой фразе, пожалуй, все кубинцы: они живут здесь и сейчас, насчет завтра мало кто задумывается. От этих размышлений меня отвлек свист покрышек: отчаявшийся кубинец решил красиво, как он считает, уехать из очереди, заставив всех посмотреть ему вслед. А ведь мог бы поехать размеренно и сэкономить дефицитное топливо.
Остается удивляться, как в разгар рабочего дня столько людей может позволить себе поехать в очередь за бензином. Тот же владелец ВАЗ-2105 признается мне, что он - госслужащий, работает в одном из министерств. На работе он сказал своему начальству, что поехал на заправку. Такое объяснение вполне устроило его руководство.
В целом, обстановка в очередях на удивление вполне спокойная, очередями на Кубе вряд ли можно кого-либо удивить: эту проблему пока искоренить так и не удалось. Водители живо общаются между собой, кто-то играет в домино. По вечерам иной раз образуются даже стихийные вечеринки. При этом происходящее в основном здесь воспринимается обреченно нейтрально. Кубинцы будто настоящие фаталисты, но бодрости духа при этом не теряют: в тех же очередях повсеместно раздается смех и слышны новые анекдоты. Вряд ли какое-то многочасовое ожидание бензина способно повлиять на их жизнерадостность.